Веселый поезд

Слово к слову – целый ряд -
Как вагончики стоят.
Впереди их – паровоз -
В край Грамматики повез.

 

Бывают рассказы, прелесть которых заключается в них самих, в то время, как прелесть других рассказов состоит в том, как их рассказывают…

(М. Сервантес)

 Составить предложение, а тем более целый рассказ маленькому ребенку совсем нелегко. Веселый поезд отвезет вас в страну Грамматики, где с помощью игр и игровых упражнений ребенок научится соединять слова между собой, правильно согласовывая их в роде, числе и падеже, строить, таким образом, предложения и составлять целые рассказы.

Збірник_Інституту_2010Название статьи: Методичні рекомендації по формуванню зв’язного мовлення дітей четвертого року життя із ЗНМ / Guidelines for the formation of coherent speech of the fourth year the children with general speech underdevelopment / Методические рекомендации по формированию связной речи детей четвертого года жизни с ОНР

Автор: Рібцун Юлія Валентинівна / Рибцун Юлия Валентиновна

Аннотация: В статье охарактеризовано содержание логопедической работы по формированию связной экспрессивной и импрессивной речи младших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Читать статью

дефНазвание статьи: Методичні рекомендації з формування граматичного аспекту мовлення молодших дошкільників із ЗНМ / Guidelines for the formation of grammatical aspects of speech of younger preschool children with general speech underdevelopment / Методические рекомендации по формированию грамматического аспекта речи младших дошкольников с ОНР

Автор: Рібцун Юлія Валентинівна / Рибцун Юлия Валентиновна

Аннотация: В статье представлены методические рекомендации по уточнению грамматической категории числа, усвоению грамматической категории рода, формированию грамматической категории падежа в младшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Читать статью

 

Збірник_3Название статьи: Шляхи формування зв’язного монологічного мовлення дошкільників із ЗНМ / Ways of formation of coherent monologue speech in preschool children with general speech underdevelopment / Пути формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР

Автор: Рібцун Юлія Валентинівна / Рибцун Юлия Валентиновна

Аннотация: В статье раскрыты этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Читать статью

У саду

Название статьи: У саду і на городі / In garden and in kitchen-garden / В саду и на огороде

Автор: Рібцун Юлія Валентинівна / Рибцун Юлия Валентиновна
Аннотация: Представленная игра поможет закрепить у дошкольников  названия  овощей и фруктов, составлять описательные рассказы по предложенной схеме.

Читать статью

Граматичні намистиниНазвание статьи: Граматичні намистини для маленької дитини / Grammatical beads for a small child / Грамматические бусинки для маленького ребенка

Автор: Рібцун Юлія Валентинівна / Рибцун Юлия Валентиновна
Аннотация: В статье представлены дидактические игры для формирования грамматической стороны речи детей 4-7 лет

Читать статью

Как учить ребенка различать предлоги?
Лучше делать это, используя картинки и стихотворные миниатюры. Например:

Цыплята и курица
Целый день на улице -
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.

или

Щетки в ящике,
Щетки на ящике,
Щетки за ящиком,
Щетки под ящиком.

Обращайте внимание ребенка не только на предлоги, но и на падежные окончания существительных.Как развивать связную речь ребенка?
Чтобы у ребенка появилась и развивалась связная речь, в первую очередь, он должен ее слышать. Поэтому читайте ребенку небольшие рассказики, рассматривайте иллюстрации к ним, задавайте вопросы, на которые на первых порах можно отвечать одним словом, а затем целым предложением, вместе пересказывайте, придумывайте продолжение историй. Лучше, чтобы тексты для чтения содержали элементы морального воспитания, например:

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше.
Смотрит – гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
- А как же надо? – удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
- Чтобы учить, – сказала цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г. Юдин)      

  • Кто главный герой рассказа? (цыпленок) О ком рассказ? (о цыпленке) Про кого ты узнал из рассказа? (про цыпленка)
  • Кому давал советы цыпленок?
  • Что сказала Цыпу цапля? Как ты думаешь, почему?

Как помочь ребенку научиться различать родовые окончания?
Если у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР), ему очень сложно научиться различать родовые окончания. Часто в его речи можно услышать: “Воспитателька сказал… Папа уехала…”. Для начала предложите ребенку поиграть в игру “Он или она?”. Выставляя игрушки или показывая картинки, называйте их, выделяя голосом последний звук. Например: слоН, машинА, мяЧ, куклА. Гласную [а] в конце слов лучше произносить напевно, а последний согласный – коротко и отрывисто. Это делается для того, чтобы ребенок запомнил: существительные мужского рода, т.е. те, о которых можно сказать “ОН”, заканчиваются коротким и орывистым согласным, а существительные женского рода (“ОНА”) – протяжной гласной. После того, как ребенок усвоил родовые окончания существительных, можно переходить к глаголам. Можно предложить ребенку игру “Угадай-ка”. Вы называете глаголы женского и мужского рода и просите угадать (показать на картинке), о ком идет речь – о мальчике или о девочке. Например: пошла, пел, одел, взяла и т.д. Сначала для облегчения выполнения задания ребенком лучше выделять голосом последний звук. Сложнее овладеть родовыми окончаниями прилагательных. Лучше читать ребенку стихи, ведь именно в них в наиболее доступной форме и довольно ярко выражены родовые окончания. Например:

Черные чернила,
Черные чулки,
Черные перчатки,
Черные очки.
Бабочка ночная
С черненьким крылом,
Белочка ручная
Над черненьким дуплом.
Грач чернее ночи,
Черненький жучок,
Черный клюв у птички,
Черный червячок.

 Можно спросить у ребенка: “Кто (что) еще черное? Про кого мы скажем “черный”? (грач, жук, чемодан, кот и т.д.) “Черная”? (смородина, ночь, пантера, ручка и т.д.) “Черные”? (брюки, тучи, ботинки, брови и т.д.)”.

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

 Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

http://lib.iitta.gov.ua/cgi/stats/report/authors/f94c9e0512530180c11a2180ae3c6e84/

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.