ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОВЗ

© Рибцун Ю. В. Взаимосвязь с родителями в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОВЗ / Ю. В. Рибцун // Взаимодействие образовательных учреждений и семей, воспитывающих лиц с ограниченными возможностями здоровья, как необходимое условие развития инклюзивной образовательной среды : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20 ноября 2012 г.). – Москва – Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. – С. 189–192.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОВЗ

Рибцун Ю. В.
к. п. н., старший научный сотрудник
Институт специальной педагогики
НАПН Украины, г. Киев

Одним из факторов модернизации системы образования Украины является появление значительного количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), что повлекло за собой активное внедрение в различные образовательные учреждения инклюзивной формы обучения и воспитания. Инклюзия (с лат. include – включаю) предусматривает наличие в учреждении в равной мере доступной и адаптированной образовательной среды как для здоровых детей, так и с ОВЗ, реализацию специальных образовательных программ, учитывающих потребности и особенности психофизического развития каждого ребенка (В. И. Бондарь, А. А. Колупаева, Ю. Н. Найда, Т. В. Сак, В. Н. Синев и др.). Все стороны образовательного процесса (учителя, воспитатели, коррекционные педагоги, практический психолог, родители) с целью получения желаемого результата должны быть заинтересованы в проведении комплексной учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы и принимать в ней активное участие [2, 3].
Гуманизация семейного воспитания требует поиска и применения новых видов, форм реализации взаимосвязи с родителями в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОВЗ (Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Ю. В. Рибцун и др.) [1–3]. С целью оптимизации коррекционно-развивающей работы нами разработана тетрадь взаимосвязи с родителями, которая заполняется ими. Вся предоставляемая информация является конфиденциальной и используется педагогами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем, практическим психологом) только с целью увеличения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
В тетради взаимосвязи нами выделены следующие разделы:
• анкетные данные;
• психологический микроклимат в семье;
• соматическое состояние ребенка;
• социальное развитие ребенка;
• речевое развитие дошкольника;
• умственное развитие ребенка;
• эмоционально-волевая сфера;
• психолого-педагогическая поддержка семьи;
• беседы и консультации специалистов;
• перспективный план учебно-воспитательной работы.
Коротко остановимся на содержании каждого из разделов.
В разделе анкетных данных указывается фамилия, имя ребенка, дата рождения, домашний адрес, состав семьи. Данные отдельно заполняются матерью и отцом: уровень образования (среднее, среднее специальное, неполное или полное высшее), возраст в момент рождения ребенка, состояние здоровья (соматические, инфекционные, генетические заболевания, вредные привычки), место и характер работы, контактные телефоны (домашний, рабочий, мобильный). Детализируется жизнь в браке (время совместного проживания, развод, неполная семья, количество браков), жилищно-бытовые условия, уровень материального обеспечения, количество детей, важные люди в жизни ребенка, указываются другие члены семьи, проживающие совместно или отдельно, но принимающие участие в его воспитании.
В разделе „Психологический микроклимат в семье” раскрываются взаимоотношения ребенка с членами семьи (дружеские, эмоционально напряженные, конфликты – с кем, насколько часто; с кем чаще всего из домашних контактирует), способы достижения взрослым взаимопонимания (каким образом, как часто, воспитательное воздействие).
В разделе „Соматическое состояние ребенка” указываются особенности слуховых, зрительных, моторных функций дошкольника, склонность к заболеваниям (часто или не часто болеет, чем именно, энурез, энкопрез, заикание), вид диспансерного учета (врач, диагноз, дата), аллергические реакции (на продукты, препараты), питание (наличие или отсутствие аппетита, отношение к еде, предпочтения).
В разделе „Социальное развитие ребенка” описываются любимые занятия, игры и игрушки дошкольника, характер игровой и совместной со взрослым деятельности (строительство, лепка, конструирование, рисование, настольные, подвижные игры, доступные трудовые поручения), проведение свободного времени (отпуск, выходные, праздничные дни, прогулки). Указывается уровень самостоятельности ребенка (сформированность навыков самообслуживания, умение играть наедине, возможность оставаться без родителей в дошкольном образовательном учреждении или на непродолжительное время дома), взаимоотношения со взрослыми и ровесниками (умение обратиться за помощью, играть вместе, делиться игрушками, придерживаться определенных правил), стиль контакта (преимущественно аудиальный, визуальный, кинестетический, комбинированный).
В разделе „Речевое развитие” указывается языковая (одно-, двуязычная, языковой суржик) и речевая (наличие, отсутствие дефектов речи) среда, в которой воспитывается ребенок. Детализируется характер общения с ребенком (искусственное, спонтанное, в каких видах деятельности, количество времени, проведенное вместе). Фиксируется степень понимания обращенной речи (на уровне инструкции или текста – понимает, не понимает, понимает с трудом), уровень сформированности самостоятельной речи ребенка (звукоподражания, отдельные слоги, слова, словосочетания, простые предложения; использование в различных видах деятельности; преобладание речевого или неречевого контакта, наличие или отсутствие потребности в общении). Как важная составляющая речевого развития детей, отдельно вынесена работа с

книгой: указывается отношение ребенка к книге (бережно ли относится, любит ли рассматривать иллюстрации, слушать текст; насколько понимает прочитанное, запоминает ли его содержание), время чтения дошкольнику (перед сном, во время занятий или в свободное время), любимые книги ребенка (книжки-картинки, книжки-игрушки, сказки, стихи, рассказы).
В разделе „Умственное развитие ребенка” коррекционным педагогом заранее подбираются задания соответственно возрасту и индивидуальным психофизическим особенностям ребенка. Указывается возможность манипулирования ребенком разборными игрушками (складывание матрешки, пирамидки, кубиков, вкладок) и используемый им способ (самостоятельно, проб и ошибок, с помощью взрослого, по подражанию, пассивно), знание сенсорных эталонов (названия цветов и оттенков, форм, величины), пространственных понятий, умение считать, классифицировать предметы по сенсорным, родо-видовым признакам (выделение групп однородных предметов, определение лишнего предмета в группе), устанавливая и объясняя причинно-следственные связи, аргументируя свой выбор. Обращается внимание на наличие дома развивающих игр и игрушек (количество; покупка, подарок, совместное изготовление, любимые, игры и игрушки только развлекательного характера), развивающей направленности игр-занятий (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; самостоятельно, подсказка со стороны специалистов, с помощью специалистов, отсутствие игр-занятий), трудностей в обучении (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, поведения; отсутствие познавательного интереса, мотивации к занятиям).
В разделе, посвященном эмоционально-волевой сфере дошкольника, освещаются вопросы самооценки и самоидентификации ребенка (отношение к себе и другим, фонд „могу”, „хочу”, „я сам”, „мальчик / девочка”; сформированы или нет, находятся в зачаточном состоянии), особенностей поведения (адекватное, неадекватное; агрессивность, возбудимость, гиперактивность, негативизм, вялость, заторможенность, скромность), способ выражения эмоций (наличие зрительного контакта во время общения, чувство юмора, выражение просьбы, удовольствия, неудовольствия, протеста, отказа, благодарности, сочувствия; умеет, не умеет, выражает непродуктивно) и выполнения заданий (доводит начатое дело до конца, начинает и бросает задание, не берется за его выполнение). Отдельным подразделом выступают преимущества и предпочтения: что именно ребенок любит или не любит больше всего (одежда, еда, игрушки, мультфильмы, музыка, ситуации), сильные и слабые стороны ребенка.
В разделе „Психолого-педагогическая поддержка семьи” указываются те социальные институты (службы), куда родители обращались с ребенком (повод, время обращения, заключение, продолжительность игр-занятий, результат), перечень проведенных консультаций специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, практический психолог, отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, психиатр, ортодонт, хирург; причина, время обращения, основные рекомендации, контакты (при необходимости). Указываются также особенности обращения в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) (причины, рекомендации, направление).
В разделе „Беседы и консультации специалистов ДОУ” указывается полезная информация (что должны знать специалисты ДОУ о ребенке), конкретизируются вопросы к специалистам (учителю-логопеду, учителю-дефектологу, воспитателям, практическому психологу), в виде таблицы фиксируются встречи со специалистами с указанием темы консультации и даты ее проведения.
Завершает „Тетрадь взаимосвязи с родителями” перспективный план учебно-воспитательной работы, где описываются семейный план мероприятий.
Таким образом, тетрадь взаимосвязи с родителями имеет незаменимое значение как для самих родителей, ведь позволяет увидеть целостную картину семьи и воспитания ребенка, так и специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, т. к. дает возможность сэкономить время для сбора и анализа необходимой информации.

Литература:

1. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
2. Рибцун Ю. В. Для вас, родители: о развитии речи детей раннего возраста // Ранняя комплексная помощь в современном образовательном пространстве : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (19–21 апреля 2012 г.). – М. : Русская Речь, 2012. – С. 149–151.
3. http: //www.logoped.in.ua/

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.

Вгору