ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

© Отдельные аспекты методической работы с родителями детей, имеющих нарушения речевого развития / Ю. В. Рибцун // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза :  матер. I Междунар. науч. конф., посвящен. памяти д-ра пед. наук, проф. Р. И. Лалаевой (29 ноября 2012 г., г. Санкт-Петербург) / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. – С. 325–328.

 

Рибцун Ю. В., старший научный сотрудник лаборатории логопедии Института специальной педагогики Национальной академии педагогических наук Украины, кандидат педагогических наук

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Перспективы дальнейшего развития логопедической науки и практики предусматривают поиск стратегически новых подходов и инновационных форм работы в специальном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего типа для детей с нарушениями речи (НР). Особенно это относится к методической работе, которая представляет собой важное и неотъемлемое звено в коррекционно-развивающем и образовательно-воспитательном процессе ДОУ.

Основными компонентами методической работы в специальном ДОУ компенсирующего типа для детей с НР являются:

а) создание условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства, самообразования в коррекционной и общеобразовательной работе путем обмена опытом между педагогами;

б) умение поддержать коллектив в реализации приобретенных знаний, умений и навыков на практике, в т. ч. в создании оптимальных условий для развития речи детей в специально организованной и естественной игровой, речевой, предметно-развивающей среде;

в) контроль над выполнением требований общеобразовательной [1] и коррекционной [2] программ по формированию устной речи дошкольников;

г) обеспечение преемственности воспитателей и учителей-логопедов в работе с детьми разных возрастных групп, а также детского сада и школы;

д) систематизация инструктивно-методического материала по развитию речи;

е) обеспечение помощи воспитателям и учителям-логопедам в пропагандировании педагогических знаний, организации интегрированной работы с родителями воспитанников.

Динамическое информационное образовательное пространство порождает необходимость более тесного интегрирования семейного и общественного дошкольного воспитания, сохранения приоритетов именно родительского воспитания, учитывая основные интересы, запросы, ценности, образовательно-культурный уровень, социальное и материальное положение, жизненную компетенцию семей, имеющих детей с НР, активно привлекая их к участию в педагогическом процессе специального ДОУ.

При выборе форм интегрированной работы с семьями дошкольников с НР следует учитывать количество и пол детей, характер и степень сложности речевого дефекта ребенка (детей); знать семейный анамнез: полная или неполная семья, благополучная или неблагополучная, кто является лидером в семье – мать или отец. Необходимо помнить, что эффективное сотрудничество педагогов (методиста, воспитателей, учителя-логопеда) с родителями могут строиться только на основе открытости и взаимопонимания.

Содействуя педагогам в организации работы с родителями, методист специального ДОУ помогает:

а) определить единые требования к ребенку со стороны педагогов и родителей;

б) донести до сознания родителей необходимость систематического закрепления с ребенком учебного (фонетического, лексического, грамматического) материала и осуществлять неукоснительный контроль со стороны педагогов за выполнением домашних заданий;

в) активизировать и поощрять участие родителей во всех совместных мероприятиях (диагностических, лечебно-профилактических, учебно-воспитательных, общеобразовательных, развлекательных).

Индивидуальные формы работы с семьей, имеющей детей с НР, организовать легче, т. к. они осуществляются путем непосредственного общения с родителями одного ребенка. Групповые, коллективные и массовые формы работы требуют более кропотливой продуманной подготовки, как со стороны методиста, так и других педагогов специального ДОУ.

Планируя групповые формы работы с родителями, методист совместно с педагогическим коллективом:

а) обсуждает информативную наполняемость стендов для родителей, папок-передвижек, семейных газет („Педагогическая гостиная”, „Родительский клуб”, „Уголок учителя-логопеда”, „Родительская страничка” и др.), вечеров вопросов и ответов, дискуссий;

б) помогает создать устный журнал, шкатулку вопросов, составить анкету или тест, подобрать новинки литературы для родителей [3];

в) принимает участие в родительских конференциях, собраниях, открытых подгрупповых и фронтальных занятиях, совместных занятиях, выставках работ (родители–дети).

Проведение анкетирования позволяет осуществлять постоянную обратную связь с семьями и получать информацию о том, как они оценивают работу педагогов ДОУ, что могут предложить для ее улучшения. Методист проводит анализ полученных анкетных данных и резюмирует их на педагогическом совете с предоставлением соответствующих рекомендаций.

Планируя коллективные формы работы с родителями, методист совместно с педагогами:

а) определяет тему и продумывает само содержание тематических вечеров, „круглых столов”, дискуссий;

б) предлагает варианты деловых игр, способы решения проблемных ситуаций и задач;

в) принимает участие в коллективных беседах, общих родительских собраниях;

г) помогает организовать совместные экскурсии, поездки, посещение места работы кого-то из родителей;

д) представляет презентации научно-методической и популярной литературы для родителей детей с нарушениями речевого развития.

Важной формой работы является проведение “Дней открытых дверей”, когда родители могут стать непосредственными участниками коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного процесса специального ДОУ компенсирующего типа для детей с НР. Это способствует педагогизации, помогает родителям увидеть своих детей не „дефектными”, „больными”, „отстающими”, а взглянуть на них по-новому, вооружает семьи разнообразными методами воздействия на дошкольников, организации их обучения, воспитания, игр, развлечений, и, кроме того, дает возможность родителям убедиться в том, что детям в ДОУ психологически комфортно.

Планируя массовые формы работы с родителями, методист совместно с педагогическим коллективом:

а) продумывает проведение совместных праздников („Родительский город”, „Отцы и дети”, „Гости в семье”), игр-развлечений, спортивных праздников, вечеров досуга, викторин;

б) организует „Школы молодых родителей”, семинары-практикумы, конференции, выездные заседания, лектории, приглашая к участию ученых, практических психологов и медиков, работников социальных служб.

Четкая постановка методистом ряда первостепенных задач, предоставление организационных форм работы, их постепенное усложнение, совместная (методист, педагоги, родители) реализация – залог успешной методической работы в специальном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего типа.

Родители, в свою очередь, должны выступать не экспертами или наблюдателями работы педагогов, а равноправными партнерами и союзниками в преодолении речевых нарушений у детей. Методист помогает педагогам определять основные направления в планировании коррекционно-развивающей работы, обсуждать и решать вместе с родителями насущные вопросы, принимая во внимание мнение членов каждой семьи.

Таким образом, необходимо повышать авторитет и усиливать роль методической службы специального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа для детей с нарушениями речи. Деятельность методиста специального ДОУ должна быть направлена на повышение результативности педагогического процесса путем обеспечения тесных связей в триаде „ребенок с нарушениями речи – педагог – родители”. Именно это обеспечит значительную эффективность, высокое качество организации, а также проведения всей коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

1. Ребенок : программа воспитания и обучения детей от двух до семи лет / Г. В. Беленькая, Э. В. Белкина, Е. Л. Богинич и др., К. : Киевский университет имени Бориса Гринченко, 2012. – 450 с.

2. Рибцун Ю. В. Формирование устной речи детей с ОНР : программно-методический комплекс. – К. : Образование Украины, 2010. – 293 с.

3. http://www.logoped.in.ua/

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцундитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцунребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

 Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.

Вгору