СОЗДАНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Рибцун Ю. В. Создание программ для воспитателей логопедических групп как условие повышения качества специального образования дошкольников [Электронный ресурс] / Юлия Валентиновна Рибцун // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. (17 января – 17 марта 2011 г.). – Режим доступа к изд. : http:/ itdsel.bspu.unibel.byru/content/new6/new2/new7/. – Электрон. дан. и прогр. (40 Мб). – Минск, 2011. – 1 электрон.  опт. диск (DVD-ROM): цв.

 

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рибцун Юлия Валентиновна,

Институт специальной педагогики НАПН Украины

Дошкольное образование – важная составляющая всестороннего развития ребенка, его обучения и воспитания, базис национальной системы в целом. Усовершенствование организации и содержания дошкольного образования Украины тесно связано с введением в практику дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) Базовой программы развития ребенка дошкольного возраста „Я в Мире” [1]. Однако Базовая программа построена с учетом общедидактических и общевоспитательных задач для детей с нормальной речью и не учитывает особенностей психофизического развития дошкольников логопедических групп. Именно поэтому возникла острая необходимость создания специальных программ для воспитателей логопедических групп, которые, с одной стороны, учитывали бы Базовый компонент дошкольного образования в Украине [2], а с другой – имели бы коррекционно-развивающую направленность, присущую учебно-воспитательному процессу ДОУ компенсирующего типа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Необходимо, чтобы специальная программа была программным документом для ДОУ компенсирующего типа, создаваемым с учетом современных достижений логопедической науки и практики отечественного образования. Разрабатываемый нами комплексный интегрированный подход к планированию работы воспитателя в логопедической группе учитывает требования как Государственной базовой программы, так и коррекционной направленности обучения и воспитания, а также компенсаторные возможности детей. В основу создаваемой нами программы положен психолингвистический подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников.

В программе специально не выделяются категории детей по диагнозам, а учитывается лишь их возраст. Это обусловлено тем, что воспитатель, работая с дошкольниками, сможет использовать речевой материал именно для той или иной категории. Так, например, в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи – лексико-грамматический материал, с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – фонетический, а с заикающимися – основанный на ритмико-просодической составляющей речи. На сегодня нами разрабатывается программа для воспитателей, работающих с детьми средней логопедической группы, а в этой публикации мы раскроем общие научно-теоретические подходы к созданию специальных программ для воспитателей как условия повышения качества специального образования дошкольников.

Как известно, основной целью работы педагогов в логопедической группе является формирование и развитие речи детей, т. е. формирование у них языковой компетентности. Под компетентностью ребенка подразумевают интегральную характеристику развития личности, основными показателями которой является оптимальная для возраста степень сформированности ведущей деятельности, всех форм активности и базовых качеств [1, с. 14].

Согласно психолингвистическому подходу формирование и функционирование речевой деятельности обеспечивается двумя основными группами механизмов: общефункциональными и специфическими речевыми, каждый из которых имеет свою структуру. Так, к общефункциональным механизмам относятся умственные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, долговременная и оперативная память, внимание, которые обеспечивают усвоение семантики языковых знаков – морфем, слов и предложений [5].

Специфические речевые механизмы состоят из двух составляющих: 1) рецептивной и 2) речевоспроизводящей. Рецептивное звено речевого механизма совершает прием речевых сигналов в их акустической физической модальности, а также их внутреннюю переработку, результатом которой является перекодирование этих акустических единиц в языковые знаки – фонемы.

Речевоспроизводящее звено обеспечивает перекодирование смыслового содержания будущего высказывания в систему языковых знаков и ее моторную реализацию (так называемое действие программирования речевого высказывания) (Е. Ф. Соботович). Тесная связь вышеуказанных речевых механизмов дает возможность ребенку полноценно овладеть речью.

В создаваемой нами специальной программе на первый план выступает коррекционно-развивающая функция образования, которая обеспечивает преодоление речевых нарушений и становление полноценной гармоничной личности ребенка с обязательным учетом его индивидуальных особенностей, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.

Важным условием организации специального обучения является создание в каждой логопедической группе предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями дошкольников, а также необходимых условий для практического применения формируемых у детей знаний, умений и навыков.

В соответствии с новой специальной программой коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи происходит на основе:

а) активизации познавательной и речевой деятельности;

б) практического усвоения детьми предметов и явлений окружающей действительности, сферы социально-коммуникативных отношений;

в) использования полученного практического опыта не только в рамках непосредственного образовательного процесса, но и в различных видах совместной (педагог и ребенок, ребенок и ребенок) и самостоятельной деятельности дошкольников.

С учетом вышесказанного, перед воспитателем логопедической группы ДОУ компенсирующего стоят следующие коррекционно-развивающие задачи:

1. На всех видах занятий и во время проведения режимных моментов корригировать особенности сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер дошкольников с речевой патологией.

2. Проводить ежедневные наблюдения за речью детей, актуализировать и контролировать качественную сторону речи (правильное использование отработанных грамматических форм, поставленных звуков и др.), стимулировать речевую активность дошкольников, закреплять полученные результаты.

3. Проводить словарную работу во время всех видов деятельности в пределах общеобразовательных и коррекционных задач.

4. Выполнять задания по развитию речи в соответствии с книгой взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы.

5. Совместно с учителем-логопедом планировать коррекционно-развивающую работу, очерчивать словарный минимум (номинативного, предикативного и атрибутивного словаря), который должны усвоить дошкольники в импрессивной и экспрессивной речи, учебно-воспитательные и специфические коррекционные задания на неделю, готовить документы детей к прохождению обследования в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

6. Совершать опосредованную связь между учителем-логопедом и родителями.

Коррекционно-развивающая программа для воспитателей создается таким образом, чтобы научно-методическое обеспечение содержания и организации специального образования в логопедической группе ДОУ компенсирующего типа способствовало:

– созданию оптимальных условий обучения и воспитания каждой личности;

– реализации компетентностной парадигмы Базовой программы и ее составляющих (технологической и личностной);

– выработке целостной системы формирования речи (в фонетико-фонематической, лексической, грамматической составляющей и связной речи);

– активизации специфических форм деятельности дошкольника (коммуникативной, игровой, практической, физической, эстетической);

– реализации психолого-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса.

В специальной программе нами выделены:

1. Образовательные направления – основные направления (блоки) работы.

2. Формы активности – речевая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая, социально-моральная, эмоционально-ценностная, творческая.

3. Сферы жизнедеятельности – „Природа”, „Культура”, „Люди”, „Я Сам”.

4. Содержательные линии в соответствии со сферами жизнедеятельности – природа планеты Земля; предметный мир, мир игры, мир искусства; семья, другие люди, человечество; физическое-„Я”, психическое-„Я”, социальное-„Я”.

5. Требования к знаниям и умениям дошкольника – знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у ребенка к концу учебного года.

6. Направленность коррекционно-развивающего обучения – определение поэтапных как общеобразовательных (учебно-воспитательных), так и специфических (коррекционно-развивающих) заданий.

7. Средства обеспечения – формы работы, виды деятельности, которые способствуют усвоению учебного материала.

Такая выработанная нами последовательность подачи материала обеспечивает единство структурных компонентов программы, а также взаимосвязь работы воспитателя с другими педагогами: учителем-логопедом, практическим психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию.

Планируемая реализация личностно-ориентированной модели обучения и воспитания дошкольника, взаимосвязь общеобразовательного и коррекционного блоков специальной программы для воспитателей логопедической группы представлены на рис. 1.

im14

Рис. 1. Единство общеобразовательных и коррекционно-развивающих заданий специальной программы

В специальной программе на основе развития психолингвистических механизмов речевой деятельности с учетом вербальных и невербальных действий и практических операций нами предусматрено формирование или  усовершенствование недостаточно усвоенных дошкольниками языковых структур. Это отражается в требованиях к знаниям, умениям, навыкам дошкольника и реализуется в образовательных направлениях путем средств обеспечения программы.

В отличие от общеобразовательных, в специальной программе нами предусмотрены:

– пролонгированный термин в овладении языковым материалом детьми логопедической группы, в связи с чем содержательные линии в некоторой степени изменены и упрощены;

– с целью создания познавательной и речевой активности детей выработка мотивационной базы во время занятий;

– оценка знаний дошкольника на вербальном и / или невербальном уровне, что позволяет определить зону ближайшего развития (по Л. С. Выготскому) даже неговорящего ребенка (например, с моторной алалией или мутизмом).

Таким образом, создание программ для воспитателей логопедических групп – необходимое условие повышения качества специального образования дошкольников. Использование современных научных данных о психолингвистической структуре речевой деятельности (Дж. Брунер, Д. Слобин, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович, А. Н. Шахнарович, Н. М. Юрьева и др.), учет нормативных показателей и критериев речевого развития дошкольников (в фонетическом, лексическом и грамматическом звене) (Е. Ф. Соботович), индивидуальных психофизических особенностей детей в целом и речевых – в частности,  позволяет создать наиболее эффективную специальную программу для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего типа.

Список использованной литературы:

1. Базова програма розвитку дитини дошкільного віку «Я у Світі» / М-во освіти і науки України, Акад. пед. наук України ; наук. ред. та упоряд. О. Л. Кононко. – К. : Світич, 2008. – 430 с.

2. Коментар до Базового компонента дошкільної освіти в Україні : навч.-метод. посіб. / наук. ред. О. Л. Кононко. – К. : ред. „Дошкільне виховання”, 2003. – 243 с.

3. Рібцун Ю. В. Вихователь у логопедичній групі : мол. дошкіл. вік : метод. рек. / Ю. В. Рібцун // Дошкіл. виховання. – 2008. – № 8. – С. 17–19.

4. Рібцун Ю. В. Корекційне навчання з розвитку мовлення дітей молодшого дошкільного віку із загальним недорозвитком мовлення : програмно-методичний комплекс / Юлія Валентинівна Рібцун. – К. : Освіта України, 2011. – 292 с.

5. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ІЗМН, 1997. – 44 с.

6. Соботович Є. Ф. Концепція стандарту спеціальної освіти дітей дошкільного віку з порушеннями мовленнєвого розвитку / Є. Ф. Соботович // Дефектологія. – 2002. – № 1. – С. 2–7.

7. http://www.logoped.in.ua/

Аннотация: В статье раскрываются научно-теоретические подходы к созданию коррекционно-развивающих программ для воспитателей логопедических групп, подчеркивается их необходимость как условие повышения качества специального образования дошкольников.

Ключевые слова: специальное дошкольное образование, программа, воспитатель логопедической группы.

Annotation: The article describes the scientific and theoretical approaches to the creation of correction-developing programs for educators speech therapy groups emphasized their need as a condition for improving the quality of special education preschoolers.

Keywords: preschool special education, program, educator speech therapy group.

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцундитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцунребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

 Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.

Вгору