КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ФФНР: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

© Рибцун Ю. В. Коррекционно-развивающая программа обучения детей пятого года жизни с ФФНР: современный взгляд / Ю. В. Рибцун // Специальное образование : материалы VII Междунар. науч. конф., 21–22 апр. 2011 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – Т. 1. – С. 248–252.

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ФФНР: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Рибцун Ю. В.

Модернизация системы образования, происходящая в современном мире, предусматривает внедрение конструктивно новых подходов к организации учебно-воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в т. ч. имеющих коррекционно-развивающую направленность. Реорганизация специального образования коснулась и ДОУ компенсирующего типа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в частности логопедических групп для детей пятого года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [2, с. 500]. Раньше на Украине в логопедические группы для детей с ФФНР зачисляли дошкольников только с пяти лет, однако по указу Министерства образования и науки Украины, Министерства здравоохранения Украины № 240 / 165 от 27.03.2006 г. [3] начали функционировать группы для дошкольников пятого года жизни с ФФНР.

По статистике, приведенной в исследованиях разных авторов по Европе и СНГ, нарушения звукопроизношения наблюдаются у 17–42% детей дошкольного возраста, причем существует устойчивая тенденция к увеличению этого количества. Так, по данным профессора М. Ханемана (Майнский университет) в последние годы эти цифры возросли более, чем на 20%.

Кроме того, несмотря на развитую сеть дошкольных учреждений компенсирующего типа логопедического профиля и большие затраты гуманистического общества на ее содержание, в первые классы общеобразовательных школ попадают дошкольники, не прошедшие полного коррекционно-логопедического курса, а также с дизавтоматизацией поставленных звуков. Их количество также немалое и составляет более 15%. Часть этих детей имеет стойкие проблемы в овладении чтением и письмом, отсюда – неуспеваемость по предметам языкового цикла.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости более раннего выявления и коррекции ФФНР у детей. Как указывают В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, Г. М. Лямина, А. А. Леонтьев, Е. М. Мастюкова, К. Т. Патрина, Е. Ф. Соботович, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин и др. средний дошкольный возраст является тем возрастным периодом, который характеризуется:

а) завершением процесса овладения звуковой стороной речи;

б) полной сформированностью слоговой структуры даже многосложных слов;

в) активным обращением внимания на звуковое оформление лексем;

г) овладением навыками фонематического анализа;

д) усвоением парадигмы системы словоизменения и словообразования;

е) аккумулированием известных детям различных смысловых оттенков одного и того же слова, услышанного от взрослых;

ж) установлением логических связей между явлениями, теми или иными фактами окружающей действительности;

з) умением связно рассказывать о разных событиях собственной жизни.

Это свидетельствует о сензитивном периоде в развитии устной речи дошкольников пятого года жизни в целом и фонетико-фонематической ее стороны в частности, а также указывает на необходимость своевременного начала логопедической работы по коррекции ФФНР, т. е. именно с четырех лет.

Научными сотрудниками лаборатории логопедии Института специальной педагогики НАПН Украины в этом году завершается разработка специальных программ для учителей-логопедов ДОУ компенсирующего типа для детей с ТНР. Если для дошкольников с общим недоразвитием речи, заиканием, детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи существуют аналоги программно-методического обеспечения в России и Беларуси, то для детей среднего дошкольного возраста с ФФНР таких разработок, к сожалению, нет. Именно поэтому возникла острая необходимость создания программно-методического комплекса „Формирование устной речи детей среднего дошкольного возраста с ФФНР”.

Программно-методический комплекс разрабатывался на основе анализа результатов проведенного нами комплексного обследования речевой деятельности детей пятого года жизни с ФФНР.

По клинико-педагогической классификации (Р. Е. Левина) к нарушениям фонационного (т. е. внешнего) оформления высказываний относят дислалию, ринолалию и дизартрию. Исследование показало, что контингент средней логопедической группы для детей с ФФНР является разнородным. В его состав входят дошкольники с нарушением:

1) звукопроизносительной стороны речи в результате недостаточной подвижности речевого аппарата (дети с дислалией);

2) звукопроизношения, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата (дошкольники с дизартрией);

3) тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речедвигательного аппарата (дети с ринолалией);

4) темпа речи (дошкольники с тахилалией);

5) голоса (дети с дисфонией) на фоне простой дислалии.

Наличие в одной группе значительного количества детей с разными логопедическими диагнозами требует дифференцированного подхода как к диагностике, так и к преодолению выявленных речевых нарушений. Поэтому в программно-методическом комплексе представлено содержание работы по формированию всех составляющих речи как на импрессивном, так и экспрессивном уровне, а именно:

1. Фонетико-фонематическая составляющая импрессивной речи:

а) развитие слухового внимания и памяти, направленности внимания на фонологическую структуру слова;

б) совершенствование слухового и слухо-пространственного гнозиса;

в) развитие фонематического восприятия на перцептивном уровне;

г) выработка слухового контроля;

д) усовершенствование артикуляционного аппарата и речевого дыхания;

е) развитие умения чувствовать ритмический рисунок слоговой структуры слов;

ж) выполнение звукового анализа на фоне ряда изолированных звуков и отдельных слов.

2. Фонетико-фонематическая составляющая экспрессивной речи:

а) усовершенствование операции слухового контроля;

б) развитие фонематических представлений;

в) укрепление голосового аппарата;

г) уточнение и формирование правильного звукопроизношения;

д) формирование слоговой структуры слов;

е) выработка навыков прогнозирования на фонологическом уровне.

3. Грамматическая составляющая:

а) закрепление грамматической категории числа;

б) уточнение грамматической категории рода;

в) совершенствование грамматической категории падежа.

4. Лексическая составляющая:

а) усвоение различных видов лексических обобщений;

б) формирование лексико-семантических языковых явлений;

в) развитие системы морфологического словообразования;

г) выработка прогнозирования на лексико-фонологическом уровне;

д) развитие смыслового контроля.

5. Связная диалогическая и монологическая речь.

Кроме того, в программе представлены организация работы, документация учителя-логопеда, работающего в группе для детей пятого года жизни с ФФНР. Впервые в Украине нами разработано перспективное планирование по всем разделам Базовой программы [1] с учетом коррекционной направленности обучения не только для учителя-логопеда, а также для воспитателей и практического психолога ДОУ компенсирующего типа.

Коррекционно-развивающая программа построена таким образом, чтобы научно-методическое обеспечение содержания и организации специального образования в средней логопедической группе для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствовало:

а) созданию оптимальных условий обучения и воспитания каждой личности;

б) реализации компетентностной парадигмы Базовой программы и ее составляющих (технологической и личностной);

в) выработке целостной системы формирования речи (ее фонетико-фонематической, лексической, грамматической составляющих и связной речи);

г) активизации специфических форм деятельности дошкольника (коммуникативной, игровой, практической, физической, эстетической);

д) реализации психолого-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, овладение речью в целом и ее фонетико-фонематической стороной в частности – сложный и длительный процесс, который начинается с появления первых голосовых реакций и формируется на протяжении всего дошкольного периода. Своевременная диагностика и коррекция речевых нарушений является важной составляющей учебно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа. Надеемся, что программно-методический комплекс „Формирование устной речи детей среднего дошкольного возраста с ФФНР” и представленный в нем системный подход к развитию, воспитанию и обучению дошкольников поможет специалистам достичь в своей работе максимально эффективных результатов.

Литература:

1. Базова програма розвитку дитини дошкільного віку «Я у Світі» / М-во освіти і науки України, Акад. пед. наук України ; наук. ред. та упоряд. О. Л. Кононко. – К. : Світич, 2008. – 430 с.

2. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).

3. Про затвердження Порядку комплектування дошкільних навчальних закладів (груп) компенсуючого типу : наказ М-ва освіти і науки України, М-ва охорони здоров’я України від 27 берез. 2006 р. № 240/165 // Дошкіл. виховання. – 2006. – № 15. – С. 3–10 ; Практика управл. закл. освіти. – 2006. – № 1. – С. 97–102. – Дод.: Порядок комплектування дошкіл. навч. закладів (груп) компенсуючого типу.

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцундитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцунребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

 Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.

Вгору