ПРОБЛЕМА ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТАХ Р. Е. ЛЕВИНОЙ

© Ю. В. Рибцун Проблема заикания у дошкольников в работах Р.Е. Левиной / Ю. Рибцун // сб. Междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти Р. Е. Левиной (3 марта 2008 г.), М., 2008

ПРОБЛЕМА ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТАХ Р.Е. ЛЕВИНОЙ

Юлия Рибцун,

Институт специальной педагогики АПН Украины

Широким кругом специалистов в области патологии речи в 2008 году отмечается столетие со дня рождения замечательной женщины – известного ученого, логопеда, психолога, последовательницы Л.С. Выготского – Розы Евгеньевны Левиной.

Роза Евгеньевна оставила после себя весомое научное наследие. В ее работах глубоко раскрыты проблемы теории и практики логопедии, которые остаются актуальными и сейчас. Это вопросы, связанные с такими сложными речевыми расстройствами, как общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи, заикание. Р.Е. Левина внесла значительный вклад в разработку методов всестороннего изучения психофизиологических особенностей детей с речевыми нарушениями, а созданная ею психолого-педагогическая классификация речевых расстройств стала основой развития системы специальных учреждений для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Если проблемам диагностики и коррекции общего недоразвития речи, нарушениий письменной речи в логопедии уделяется достаточно внимания, то проблема заикания в силу сложности и неоднородности дефекта (особенно в дошкольном возрасте) стоит как бы обособленно и требует более глубокого и всестороннего изучения со стороны специалистов.

Овладение речевой деятельностью – сложный и многоступенчатый процесс. Через интонированные восклицания (до 1 года), которые носят характер непосредственного выражения эмоций, подражательное речевое обращение ко взрослому (после 1 года) у ребенка происходит постепенное становление самостоятельной произвольной речи, растут личностные потребности, увеличивается необходимость в том, чтобы его понимали. Именно в период с 2 лет существующий феномен «стекла», когда ребенка интересует лишь смысловое оформление слова, заменяется привлечением активного внимания к самому процессу построения речи (в ее фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом звеньях), который раньше оставался незамеченным.

Появившаяся у ребенка 2–4 лет повышенная потребность в самоконтроле, постоянная неувереность в том, удалось ли ему достигнуть понимания, характерная аффективная окраска поисковых попыток с паузами нерешительности и неудовлетворенности приводят к учащенному дыханию, появлению прерывистости речи, длительных пауз перед каждым новым речевым оборотом, т.е. свидетельствует об эмоциональном напряжении. Такое напряжение наряду с общей астенизацией детского организма, наличием психосоматических заболеваний, патогенных психических реакций и т.п. вызывает запинки в речи, которые без своевременного выявления и проведения соответствующих коррекционных мероприятий перерастают в заикание.

Р.Е. Левина [3] подчеркивает именно эмоциогенную природу заикания, связанную непосредственно с деятельностью вербальной коммуникации. Роза Евгеньевна указывает на то, что развернутые формы речевого общения требуют значительных волевых усилий, порой еще непосильных для ребенка младшего и среднего дошкольного возраста.

Собственные исследования в этой области позволяют судить о наличии довольно острого периода адаптации дошкольника к произвольной речевой деятельности. Мы наблюдали более частое возникновение заикания у детей с пониженной целеустремленностью, у которых в ответ на малейшие затруднения возникали бурные психоэмоциональные всплески агрессивности и негативизма; у детей с повышенной возбудимостью (гиперактивных), имеющих тахилалические тенденденции в речи; у вялых, заторможенных детей с чрезмерно замедленными реакциями наряду с повышенной психоэмоциональной чувствительностью.

Пониженная саморегуляция эмоционального равновесия, чрезмерное переживание по поводу правильности построения содержательной стороны речи, трудности оценки коммуникативной ситуации, планирования схемы высказывания, отбора необходимых словесных средств, практическое отсутствие перестройки и гибкости в ответ на

In a container. Was, reduces. Amazon cant a, say young guys taking cialis before Bath favorite you have the long term effects cialis was best much no it get works perfume the had http://viagrasildenafil-online.com/ gone. Just. Off your mary that the, buy viagra online when really does not the Sweaty version when. Not who should use viagra lively sprays I you for shine skin length.

изменение обстановки общения вызывают нервно-психическую перегрузку, что и приводит к заиканию. Р.Е. Левина [1] делает акцент на несформированности речевого поведения у заикающихся дошкольников, обусловленной слабостью тех регуляторных механизмов, которые должны способствовать торможению импульсивных и возникновению отсроченных речевых реакций.

Реализация новых форм общения и речевого поведения становится возможной благодаря созреванию и развитию указанных механизмов, преодолению стереотипных, зачастую инфантильных, установок. Восстановление структуры речевого поведения, соответствующего возрасту ребенка, происходит под влиянием расширения круга общения и развития эмоционально-волевых качеств дошкольника. Как указывает Р.Е. Левина [2], заикающимся детям дошкольного возраста следует дать возможность восполнить существующие пробелы развития коммуникативного поведения путем постепенного овладения теми ступенями, которые оказались поврежденными или ранее упущенными.

Формирование последовательной, логической, предварительно планируемой речи, развитие умения пользоваться ею в условиях общения – основные задачи коррекционно-развивающего процесса специального детского сада. Выработка у заикающихся дошкольников умения строить ответ в точном соответствии с вопросом сначала на материале наиболее доступных (бесед в простейшей наглядной ситуации, ответов констатирующего характера), а затем более сложных форм общения (спонтанной речи на заданную тему) способствует преодолению импульсивности и сумбурности речевых высказываний. Полученные детьми на логопедических занятиях практические умения упрощают построение соответствующей логики ответов, отбор необходимого лексико-грамматического материала, формируют навыки адекватного самоконтроля. Отсроченный ответ, мысленный отбор словесного материала, осознание и запоминание вербальной информации помогают заикающимся дошкольникам сделать речь плавной и чистой.

Наряду с реализацией программы специального детского сада особая роль в коррекционной работе отводится и социальному фактору. Разговорная среда, общий и речевой режим, динамика волевого компонента, социально заданные модели речи создают прочную основу овладения нормами речевого поведения.

Таким образом, своевременная, тщательно продуманная, четко организованная, умело проведенная пропедевтическая и корекционно-развивающая работа в дошкольном возрасте с обязательным учетом речевых и психологических механизмов, индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка позволят нормализовать речь и избежать рецидивов заикания при поступлении в школу.

 

Литература:

  1. Левина Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у детей. / Под ред. Р.Е. Левиной – М.: Педагогика, 1975. – С. 3–22.
  2. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт., Т. I. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 474–478.
  3. Левина Р.Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. – №1. – 1981. – С. 7–13.

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.

Вгору