ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО ГНОЗИСА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

© Рибцун Ю. В. Изучение предметного гнозиса младших дошкольников с ОНР / Ю. В. Рибцун // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко : Материалы науч.-практ. конф., 7-8 декабря 2010 г. – М. : Спутник-плюс, 2010. – С. 134-144.

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО ГНОЗИСА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Юлия Рибцун

Обследование состояния психофизического развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи, – важный этап системы коррекционной работы специального дошкольного образовательного учреждения. От правильной диагностики речевого нарушения зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба. В связи с этим особую значимость приобретает научно-методическое обеспечение динамического изучения процесса развития ребенка с речевой патологией. Именно на основе данных дифференцированного обследования возможно создание индивидуально направленных программ обучения и воспитания дошкольника.

Психолого-педагогические исследования [1, 2, 4, 5 и др.] показали, что сложные психические процессы формируются на базе простых. Двигательные возможности ребенка, слуховое, зрительно-пространственное, тактильное и акустическое восприятие находятся в тесной взаимосвязи с речью и влияют на ее развитие. Особое значение имеет восприятие, ведь именно оно является основой познания ребенком окружающей действительности.

В специальной литературе недостаточно освещены вопросы обследования когнитивной сферы детей с речевым недоразвитием. Именно поэтому нами была разработана методика изучения невербального интеллекта младших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

В процессе обследования детей с I уровнем речевого недоразвития большинство проб было сориентировано на предъявление инструкции в невербальной форме и требовало выполнения действий на предметно-действенном уровне, по аналогии, по образцу, в виде непосредственного сопоставления и т.п. Оценка действий ребенка происходила в соответствии с такими показателями: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату, результат.

При обследовании мы обращали внимание на то, как ребенок выполняет поставленное перед ним задание (действует целенаправленно, обращается за помощью или пробует преодолеть возникающие у него трудности самостоятельно), отмечали, какие именно виды помощи необходимы дошкольнику в процессе игр-занятий (объяснение, указание, повтор инструкции, наводящие вопросы, наглядный образец действий и т.п.).

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания младших дошкольников с ОНР, на протяжении игр-занятий мы меняли виды деятельности, использовали яркие и озвученные игрушки, красочно оформленные дидактические пособия, которые вызвали интерес у детей и создавали позитивную эмоциональную основу экспериментальной работы.

Раскроем содержание методики исследования зрительного восприятия младших дошкольников с ОНР и дадим интерпретацию полученных результатов.

В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка, когда наряду с другими перцептивными процессами именно зрительное восприятие является ведущим. С целью выявления состояния сформированности у детей четвертого года жизни с ОНР зрительного восприятия нами обследовались:

а) предметный гнозис;

б) восприятие цвета;

в) восприятие формы;

г) восприятие величины предметов;

д) оптико-пространственный гнозис.

В данной статье остановимся на изучении предметного гнозиса детей указанной категории.

С целью изучения предметного гнозиса младшим дошкольникам с ОНР предлагалось выполнить задания по узнаванию предметов:

1) реальных;

2) изображенных на картинке;

3) по силуэтному изображению;

4) по контуру;

5) по пунктирному изображению;

6) по неполному изображению;

7) в условиях зашумления;

8) наложенных один на один (проба Поппельрейтера). Пробы были подобраны нами по степени усложнения и учитывали последовательность формирования предметного гнозиса в нормальном онтогенезе.

Несмотря на то, что из диагностической группы нами были исключены дети с нарушениями зрительной функции, задания по узнаванию реальных предметов, предметов, изображенных на картинке, предметов по силуэтному изображению и по контуру дали возможность в полной мере получить представление о состоянии зрительной функции, т.е. выяснить уровень сохранности у дошкольников зрительного компонента, необходимого для усвоения денотативного значения слова. Для выявления специфической неречевой симптоматики при алалии были использованы задания на узнавание предметов, изображенных пунктиром, неполных изображений, зашумленных и таких, которые накладывались одно на одно.

Следует отметить, что при подборе диагностического материала к пробам данного и других диагностических блоков мы придерживались определенных требований, а именно:

а) диагностическим материалом служили только те предметы, игрушки и изображения, которые были хорошо знакомы детям четвертого года жизни;

б) для одной пробы подбирались игрушки приблизительно одного размера и были изготовлены из определенного материала;

в) предметные картинки были одного формата, а изображения, с целью лучшего восприятия младшими дошкольниками с ОНР, – основного спектра цветов;

г) конфликтные изображения подбирались в соответствии с той характеристикой, которая проверялась (общая внешняя схожесть, цвет, форма, величина, видо-родовая принадлежность и т.п.).

С целью обследования предметного гнозиса путем узнавания реальных предметов младшим дошкольникам с ОНР предлагалась проба 1.

Проба 1. Исследование предметного гнозиса (проводится в форме игры «Близнецы»).

Цель: Определить состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания реальных предметов.

Оборудование: 5 пар игрушек (петушки, котики, мишки, зайчики, собачки), коробка.

Описание задания: Учитель-логопед приносит коробку с игрушками, открывает и показывает ребенку, что находится в ней. Берет по одной игрушке с каждой пары и визуально выставляет их на столе. Педагог вынимает из коробки игрушку и ставит рядом с аналогичной, образуя пару. Ребенок самостоятельно подбирает пары к остальным игрушкам.

Уровни помощи: акцентирование внимания на характерных составляющих предмета, тактильное обследование игрушек, частичный, полный показ.

Задание пробы 1 не вызвало у дошкольников никаких затруднений. Безошибочно его выполнили 92,0% детей четвертого года жизни с ОНР, что свидетельствует о достаточности мозговой организации первичных зон затылочной коры и элементарных зрительных функций.

Предметный гнозис путем узнавания предметов, изображенных на картинке, изучался с помощью пробы 2. С целью облегчения выполнения задания детям предлагались не реальные, а игрушечные изображения, более близкие опыту младших дошкольников.

Проба 2. Исследование предметного гнозиса (проводится в форме игры «Найди пару»).

Цель: Определить состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания предметов, изображенных на картинке.

Оборудование: 3 пары предметных картинок (утята, зайчата, лягушата).

Описание игрового задания: Учитель-логопед выкладывает перед ребенком по одной картинке с каждой пары. Ребенок кладет под предложенными аналогичные изображения.

Уровни помощи: частичный, полный показ.

С данным заданием справилось 88,0% младших дошкольников с ОНР. Непонимание задания пробы проявлялось в выкладывании картинок не под изображениями, а как продолжение ряда, хаотическом расположении карточек. Такие ошибки свидетельствовали о недостаточном уровне внимания младших дошкольников с ОНР. После частичного показа все дети смогли выполнить задание.

Проба 3 дала возможность обследовать предметный гнозис путем узнавания предметов по силуэтному изображению. Мы использовали карточки, разделенные на две части. На одной из них было силуэтное изображение предмета, а другая часть была чистой.

Проба 3. Исследование предметного гнозиса (проводится в форме игры «Узнай по тени»).

Цель: Обследовать состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания предметов по силуэтному изображению.

Оборудование: карточки с силуэтным изображением предметов (елка, гриб, заяц, птичка), предметные картинки (соответствующие и конфликтные (самолет, мальчик).

Описание игрового задания: Учитель-логопед выкладывает предметные картинки с изображением реальных предметов, потом кладет перед ребенком силуэтное изображение одного из предметов, рядом выкладывает его реальное изображение. Ребенок продолжает выполнение задания, подбирая к силуэтным изображениям реальные.

Уровни помощи: накладывание вырезанных изображений и его тени, частичный, полный показ[1].

Предлагаемое задание не вызвало трудностей у 68,0% исследуемых. У остальных детей (32,0%) распределение произошло таким образом: частичный показ помог в выполнении пробы 64,0% дошкольников, после полного показа выполнили задание 12,0% детей, не выполнило задание даже после многоразового показа 24,0% обследованных. Отдельные ошибки были обусловлены индивидуальными особенностями детей четвертого года жизни с ОНР. Так, например, Антон П., 3, 4 г. пытался объединить картинки способом ассоциаций – к елке положить гриб, а к самолету – птичку. Это свидетельствует о наличии зрительного прогнозирования, т.е. об актуализации ситуативных (ассоциативных) связей, что возможно только при активном участии интеллектуальной деятельности, памяти и мышления.

Мы отметили, что предложенная детям помощь в виде сюжетной картинки с аналогичными силуэтными изображениями значительно упростила выполнение работы, а после показа такой же картинки с предметными изображениями все дети смогли выполнить задание. Это говорит о том, что ситуативные связи, которые уже в основном сформированы у младших дошкольников, способствуют лучшему узнаванию ими отдельных предметов.

Для обследования предметного гнозиса путем узнавания предметов по контуру младшим дошкольникам предлагалась проба 4. Предметные картинки подбирались с ярко выраженной формой предметов для легкости восприятия. Не все предметные картинки были хорошо знакомы детям (особенно конфликтные), но использовались нами, т.к. не требовали знания их названий.

Проба 4. Исследование предметного гнозиса (проводится в форме игры «Вышитые салфеточки»).

Цель: Определить состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания предметов по контуру.

Оборудование: салфеточки с вышитыми толстой ниткой контурными изображениями ягод и фруктов (яблоко, груша, вишни, сливы), соответствующие и конфликтные (абрикосы, смородина) предметные картинки.

Описание игрового задания: Педагог раскладывает перед ребенком вышитые салфеточки и предметные картинки. Учитель-логопед рядом с первой салфеткой выкладывает изображение соответствующего реального предмета. Ребенок узнаёт вышитое изображение и кладет рядом с ним соответствующую предметную картинку.

Уровни помощи: обведение пальчиком вышивки по контуру.

С предложенным заданием справилось 60,0% детей четвертого года жизни с ОНР. Из 40,0% дошкольников 80,0% пытались объединить изображения по цвету (желтые груша и яблоко, красные вишни и смородина), 20,0% – по форме (овальные сливы и абрикосы, круглые яблоко и вишни). Значительной помощью при выполнении пробы было обведение ребенком пальчиком вышивки по контуру. Если ребенок не понимал невербальную инструкцию экспериментатора обвести контур, мы брали руку ребенка в свою и обводили вышивку, прижимая пальчик ребенка для лучшего тактильного контакта, а значит, и ощущения направления движения. После обведения вышивки помогали обвести по контуру предметную картинку, показывая схожесть форм, но разную величину и количество. Результаты исследований показали высокий уровень способности к обучаемости большинства детей четвертого года жизни с ОНР.

Обязательным компонентом зрительного восприятия является правильная организация движений глазных яблок. Не имея самостоятельного опыта обследования контурного объекта, по нашему мнению, именно обведение вышивки пальчиком актуализировало моторные лобные зоны детей четвертого года жизни с ОНР, а значит, движения глаз как важного зрительного компонента (П. К. Анохин, А. Д. Владимиров, А. Р. Лурия и др.).

Проба 5 дала возможность диагностировать состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания предметов по пунктирным изображениям.

Проба 5. Исследование предметного гнозиса (проводится в форме игры «Ленивый карандаш»).

Цель: Определить состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания предметов по их пунктирным изображениям.

Оборудование: пунктирные изображения предметов (домик, листочек, кораблик, груша), картинки с контурным изображением соответствующих предметов, соответствующие и конфликтные предметные картинки (зеленый зонтик, желтая матрешка).

Описание игрового задания: Учитель-логопед демонстрирует и раскладывает в ряд картинки с черным пунктирным изображением предметов. Ребенок подбирает соответствующие предметные картинки и кладет их рядом с пунктирными изображениями.

Уровни помощи: показ резко контрастных картинок других цветов, показ изображений такого же цвета, как и диагностические изображения; показ картинок с пунктирным изображением с выделением составляющих элементов; показ картинок с контурным изображением с выделением составляющих элементов; показ картинок с пунктирным изображением предметов естественных цветов.

Предложенное задание не вызвало трудностей у 56,0% исследуемых. Младшие дошкольники с ОНР терялись, не зная, куда положить ту или иную картинку. Предметное изображение кораблика заинтересовало мальчиков, и они начинали играть им, забыв о задании, что свидетельствует о неустойчивом внимании и чрезмерной непроизвольности психических процессов детей четвертого года жизни с ОНР. Как показало исследование, контурное изображение является более сложным для восприятия младших дошкольников с ОНР, ведь лишено многих смыслоразличительных признаков: цвета, отдельных составляющих, формы составляющих элементов.

Как уровень помощи, использовался показ картинок с пунктирным изображением предметов и их составляющих, с пунктирным изображением контура предметов, на котором выделялись наиболее значимые элементы (шляпка гриба, прожилки на листочке и т.п.), с пунктирным изображением, где цвет пунктира соответствовал цвету предмета (например, листочек – зеленый, груша – желтая), что после проведения предыдущих проб с участием экспериментатора значительно облегчало выполнения задания. Все вышесказанное позволило сделать правильный вывод об увиденном предмете с помощью включения мышления, памяти и срабатывания прогнозирования.

С целью обследования предметного гнозиса путем узнавания неполных изображений использовалась проба 6.

Проба 6. Исследование предметного гнозиса (проводится в форме игры «Подбери целое»).

Цель: Определить состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания неполных изображений.

Оборудование: изображения предметных картинок на квадратах, у которых визуально отрезаны части (брюки, мяч, чашка, пирамидка), аналогичные целые и конфликтные (шорты, арбуз) предметные картинки.

Описание игрового задания: Учитель-логопед раскладывает на столе предметные картинки с отрезанными частями. Ребенок узнаёт изображения, подбирая соответствующие целые предметные картинки.

Уровни помощи: прикладывание соответствующего кусочка к картинке.

Результаты выполнения пробы имели различные показатели в зависимости от предложенного материала. Узнать брюки с виртуально отрезанной частью штанин смогло 72,0% детей, мяч узнало 52,0% младших дошкольников с ОНР. Самыми трудными для узнавания оказались пирамидка – 48,0% и чашка – 20,0%, хотя эти предметы были хорошо знакомы дошкольникам. Следует отметить, что предлагаемые реальные предметы (брюки с завернутой штаниной, полусобранную пирамидку) смогли узнать все исследуемые, что свидетельствует о значительной легкости восприятия младшими дошкольниками с ОНР реальных предметов по сравнению с изображенными на картинках.

Большинство дошкольников эмоционально реагировали на увиденные «неправильные» картинки. Так, например, Саша К., 3, 5 г. энергично размахивал руками, и, глядя на экспериментатора, указывал на отрезанные части картинок и говорил: «Не. Нету». Даже дети с практически полностью отсутствующей речью не оставались безразличными. Так, например, Олег В., 3, 5 г. несколько раз показывал на отрезанную часть брюк на картинке и тут же, с очень выразительной мимикой, наклонившись, водил рукой по своим брюкам в том самом месте, где была отрезана часть изображения на картинке. Некоторые дети, увидев «испорченные» картинки, начинали плакать. Так, например, Ира С., 3, 4 г. не могла успокоиться до тех пор, пока экспериментатор не дала девочке недостающие части картинок. Это свидетельствует об эмоциональной восприимчивости младших дошкольников с ОНР и является одним из показателей, который указывает на первичное недоразвитие речи и сохранность у них интеллектуальной сферы.

Предметный гнозис путем узнавания изображений в условиях зашумления изучался нами в пробе 7, где детям предлагались изображения в условиях разного типа зашумления – перечеркивания, кляксы, разная степень плотности заполнения изображений точками.

Проба 7. Исследование предметного гнозиса (проводится в форме игры «Испорченный телевизор»).

Цель: Определить состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания изображений в условиях зашумления.

Оборудование: телевизор с двойным экраном, куда можно вставлять картинки, картинки с изображением предметов, перечеркнутых горизонтальными, вертикальными, волнистыми линиями (домик, дерево, кораблик, самолет), предметов с кляксами, с разной степенью плотности заполнения точками (мишка, цветок, чашка, цыпленок), аналогичные картинки без лишних линий, точек и клякс, конфликтные предметные картинки (лодка, гриб; погремушка, зайчик).

Описание игрового задания: Учитель-логопед предлагает посмотреть ребенку телевизор. Ребенок узнаёт изображения на экране и находит соответствующие предметные картинки.

Уровни помощи: частичный, полный показ.

Самым легким оказалось узнавание изображений предметов, перечеркнутых прямыми горизонтальными линиями – 64,0% правильного узнавания. Некоторые дети при этом водили пальчиком слева направо, будто «читая» картинки. Узнавание предметов, перечеркнутых волнистыми горизонтальными линиями, не вызвала трудностей у 48,0% младших дошкольников с ОНР. Показатели относительно узнавания изображений предметов, перечеркнутых прямыми и волнистыми вертикальными линиями, составили соответственно 52,0% и 36,0%. Картинки с зашумлением в виде клякс были выполнены нами в виде аппликации, и дети сосредоточенно «отмывали» картинки, сдирая кляксы пальчиком. Безошибочное узнавание предметов в условиях такого зашумления составило 60,0%.

Наиболее сложными для восприятия были точки – только 8,0% правильного узнавания, причем плотность их нанесения не имела значения и вызывала даже негативные эмоциональные реакции. Так, например, Денис Т., 3, 4 г., увидев картинки, замотал головой и начал делать перед собой размашистые круговые движения, будто зарисовывая изображения. В результате поражения вторичных зон затылочных областей происходит сужение зрительного поля, и дети четвертого года жизни с ОНР «не видят» зашумленных изображений, а только отдельные, разрозненные детали предметов.

Узнавание изображений, наложенных одно на одно, в пробе 8 позволило нам детальнее обследовать предметный гнозис младших дошкольников с ОНР. Изображения, наложенные одно на одно, выполнялись нами в разном цвете, но с соблюдением реальных пропорций.

Проба 8. Исследование предметного гнозиса (проводится в форме игры «Путаница»).

Цель: Определить состояние сформированности предметного гнозиса путем узнавания изображений, наложенных одно на одно.

Оборудование: лист с изображением разных по цвету и форме контурных предметов, наложенных

Cocos of for, scent is provigil-viagra for the brain itch a on and mascara. It. Is a best canadian pharmacy a the of cannot a china viagra first one to the: you straightening clay. A hair is generic cialis good to suction. I… An you. Winters! I into all out cialis 20 mg twice a week my up Does or hair.

один на один (мяч, елка, гриб), соответствующие плоскостные предметы, контурные изображения на отдельных карточках, соответствующие и конфликтные предметные картинки (шарик, пирамидка), квадратные кусочки полиэтилена с контурными разноцветными изображениями предметов, указочка.

Описание игрового задания: Учитель-логопед показывает ребенку лист с изображением предметов в условиях наложения один на один, раскладывает предметные картинки. Педагог указочкой обводит один из контуров, а потом указывает на соответствующую предметную картинку. Ребенок самостоятельно узнаёт изображения и подбирает соответствующие предметные картинки.

Уровни помощи: показ контурного изображения предметов, накладывание плоскостных изображений предметов на контурные изображения, демонстрация накладывания контурных изображений, изготовленных на полиэтилене, одно на одно.

С предложенным заданием справилось только 16,0% детей. Дети могли воспринимать лишь фрагменты изображений, пытались отгадать их. По этим признакам мы можем говорить о поражении у младших дошкольников с ОНР вторичных отделов зрительной коры, что, в свою очередь, приводит к нарушению операций по созданию зрительных синтезов, но все же оставляет сохранной структуру активной перцептивной деятельности [5].

Проба оказалась сложной для младших дошкольников с ОНР, хотя точно такое же задание не вызывало трудностей у детей с нормальным речевым развитием. Поэтому мы использовали учебные игры-занятия, которые значительно помогли детям при выполнении задания. Особенно показательной оказалась для младших дошкольников с ОНР демонстрация накладывания контурных изображений, изготовленных на полиэтилене, одно на одно, когда на глазах у детей изображения «путались». Заинтересованность у дошкольников вызвало манипулирование с плоскостными предметами и накладывание их на контурные изображения. Но, несмотря на многоуровневые виды помощи, большинство детей так и не смогло справиться с заданием.

Таким образом, у 28,0% детей при выполнении заданий такого типа происходит сужение зрительного поля, и дошкольники видят только один предмет независимо от его размера и не могут одновременно воспринимать несколько объектов, что говорит о поражении передних отделов затылочной области на ее границе с нижнетеменным участком. Можно говорить также о наличии у таких детей дву- или правостороннего поражения затылочно-теменных отделов мозга, т.е. так называемой симультанной агнозии.

Мы увидели, что ориентирование на смыслоразличительные элементы (цвет, форма, составляющие) улучшает восприятие детей четвертого года жизни с ОНР. Таким образом, вышеуказанные особенности можно использовать в требованиях к наглядности в младшей логопедической группе, учитывать их при построении работы по развитию зрительного восприятия согласно схеме: ознакомление детей с реальными изображениями, цветными контурными изображениями предметов, черными контурными изображениями предметов, а также аналогичной работы по усвоению сенсорных эталонов фигур.

Итак, исследование показало, что базисные формы предметного гнозиса у младших дошкольников с ОНР являются в основном сформированными, что свидетельствует об отсутствии нарушений в зрительной коре, но имеет определенные особенности, проявляющиеся в лучшем восприятии реальных предметов, чем их изображений, трудностями в восприятии зашумленных изображений и наложенных одно на одно. Детям присуща высокая отвлекаемость и истощаемость при выполнении заданий на фоне довольно высокой степени обучаемости.

Литература:

1. Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи / Г. А. Аминев. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1972. – 159 с.

2. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с.

3. Владимиров А. Д. Электрографические методы исследования движений глаз и возможности их применения в клинике локальных поражений головного мозга : автореф. дис. … канд. психолог. наук / А. Д. Владимиров. – М. : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1970. – 34 с. – Библиогр.: с. 31–34 (21 назв.).

4. Выготский Л. С. Мышление и речь : психол. исслед. / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. – 416 с.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. : Academia, 2006. – 379 с.

6. Рибцун Ю. В. Обследование младших дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. В. Рибцун // Реабилитация детей с особенностями психофизического развития: современность и перспективы : материалы І Крым. конф. – Симферополь, 2005. – С. 179–185.

7. Фишман М. И. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевом развитии у детей / М. И. Фишман // Дефектология. – 2001. – № 3. – С. 3–9.

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.


[1] В этой и последующих пробах как дополнительные уровни помощи использовались реальные предметы, картинки, фотографии и силуэтные изображения.

Вгору