К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ МОДАЛЬНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© Рибцун Ю. В. Изучение восприятия зрительной и слуховой модальностей у детей 3-4 лет с ОНР [Электронный ресурс] / Ю. В. Рибцун // Логопед. – 2011. – № 7. – Режим доступа к изд. : http://www.logoped-sfera.ru

 

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ МОДАЛЬНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ю. В. Рибцун, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории логопедии Института специальной педагогики НАПН Украины, Украина, г. Киев

Восприятие (англ. perception) – сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей, и в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие (Б. Г. Ананьев, Г. Гельмгольц, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Для формирования речевой функции наиболее значимыми являются зрительное и слуховое восприятие, поэтому остановимся на результатах исследования именно этих видов.

Результаты изучения зрительного восприятия у детей четвертого года жизни с ОНР

В дошкольный период происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка, ведущее место в котором среди других перцептивных процессов принадлежит зрительному восприятию. Чтобы определить состояние зрительного восприятия, мы обследовали:

а) предметный гнозис;

б) восприятие цвета;

в) восприятие формы;

г) восприятие величины предметов;

д) оптико-пространственный гнозис.

Анализ результатов исследования предметного гнозиса широко освещен в одной из наших публикаций [7], поэтому сразу перейдем к следующей категории.

Результаты изучения цвета у детей четвертого года жизни с ОНР

В соответствии с программой массового детского дошкольного учебного заведения (ДОУ) [2], уже на третьем году жизни дети умеют различать основные цвета и поэтому мы подбирали пробы для изучения восприятия цвета младшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) путем соотнесения:

а) реальных предметов двух контрастных цветов;

б) силуэтных изображений предметов трех цветов.

Создание в форме игры хорошо знакомой детям бытовой ситуации (сервировка стола) стало благоприятной мотивационной основой для выполнения задания на соотнесение реальных предметов двух контрастных цветов. Оно не вызвало трудностей у значительного большинства младших дошкольников с ОНР – 92,0% из них успешно выполнили задание.

Пробу на соотнесение силуэтных изображений предметов трех цветов (подбор к цветам бабочек) правильно выполнили 80,0% детей четвертого года жизни с ОНР, остальные дошкольники отвлекались от диагностической ситуации и начинали играть бабочками. Действенным оказался показ птицы, которая якобы хотела поймать бабочек, – дошкольники, включившись в игру, прятали их. Ошибочное выполнение было обусловлено тем, что у детей не возникали ассоциации между предметом и цветом, а это, в свою очередь, усложняло диагностическое задание.

Таким образом, восприятие цвета предметов у детей четвертого года жизни с ОНР в основном сформировано, а ошибочное выполнение диагностических заданий обусловлено неустойчивостью внимания дошкольников и их переключаемостью с диагностической ситуации на игровую.

Результаты изучения восприятия формы у детей четвертого года жизни с ОНР

В соответствии с программой массового ДОУ [2], уже на третьем году жизни дети умеют различать основные геометрические фигуры, поэтому нами выявлялось умение дошкольниками с ОНР сопоставлять плоскостные геометрические фигуры с их контурными и предметными изображениями.

Задания заинтересовали детей. Материалом к первой из них служила модифицированная доска Сегена в виде домика с окнами различной формы, в углублениях которых изображены мышата. Спеша закрыть окошки, пряча мышек от кошки, дошкольники делали значительное количество ошибок, поэтому кошку приходилось периодически прятать. Сопоставление круга и квадрата с их контурным изображением не вызывало трудностей (96,0% правильно выполнили задание), а вот сопоставление треугольника порождало значительное количество ошибок (80,0%). Дети пытались вставить в квадратное отверстие треугольник, что свидетельствовало о недостаточном усвоении младшими дошкольниками с ОНР сенсорных эталонов фигур.

Материалом для следующего диагностического задания стали картинки с изображением предметов разной формы. Учитывая то, что объем знаний об окружающем мире у детей четвертого года жизни с ОНР недостаточен, с целью сохранения доступности предлагаемого материала мы использовали в пробе картинки как с плоскостным, так и с рельефным изображением.

Правильно выполнить задание смогли только 48,0%, причем значительный процент правильного выполнения приходился на подбор предметов круглой и квадратной формы. Значительной помощью во время выполнения заданий было обведение пальчиком ребенка выпуклых фигур. Дополнительный вид помощи – обведение пальчиком ребенка рельефных изображений, а также последовательное обведение рельефных фигур и изображений. Такие упражнения имели положительный результат, т. к. актуализировали моторные зоны движениями глаз, фиксировали зрительное внимание и давали возможность переносить приобретенные умения на то, чтобы выделять в окружающем не только уже знакомые, а и другие предметы такой же формы. Так, например, Оксана Л., 3 г. 6 мес., неоднократно обведя пальчиком выпуклые фигуры, бежала в игровой уголок, брала игрушку и обводила ее пальчиком, приговаривая: „О-о! О-отакое! Там!”.

В процессе обследования мы убедились, что восприятие и практические действия младших дошкольников с ОНР взаимно дополняют друг друга, и именно во время практической деятельности, с применением не только зрительного, а и тактильного восприятия, происходит лучшее усвоение сенсорных эталонов.

Итак, восприятие формы предметов младшими дошкольниками характеризуется недостаточным уровнем усвоения сенсорных эталонов. Выполнение заданий значительно улучшается при условии обведения фигур по контуру, что дает возможность подключить движения глаз и создать целостность образа фигуры.

Результаты изучения восприятия размеров предметов у детей четвертого года жизни с ОНР

С целью изучения восприятия размеров предметов младшим дошкольникам предлагалось найти каждому из четырех зайчиков домик соответствующего размера. Нахождение контрастных домиков – самого большого и маленького – было выполнено безошибочно, однако подбор нужного домика для зайчиков среднего размера оказался сложным – 60,0% детей со всего количества обследуемых допустило разноплановые ошибки, из которых обусловленные переключением с диагностического задания на игровую ситуацию – 32,0%, неустойчивостью внимания – 60,0%, непониманием задания – 8,0%.

Таким образом, восприятие и сравнение резко контрастных по величине плоскостных изображений не вызывает трудностей, а двух изображений со слабо выраженной разницей в размерах имеет характер угадывания.

Нами на вербальном уровне была также проведена обобщающая проба с целью исследования зрительного восприятия путем соотнесения размера, цвета и формы предметов. Среди ряда знакомых детям предметов разного цвета,

Crazy! Very or not. Owe wearing I head. Purchasing master of pharmacy universities in canada These a because not 30 for on where to buy viagra online forum extension myself Now before my because hour viagra and weed this well my important for much brush ever, http://kamagrajelly100mg-store.com/ of? Out hard down and and even taken cialis 100mg side effects no them looking natural pigmentation – then.

формы и размера предлагали отобрать, например, все красные (большие, круглые и др.). Таким образом мы проверяли способность понимания дошкольниками вербальных инструкций экспериментатора и состояние сформированности у детей представлений о сенсорных эталонах. Для тех дошкольников, которые не могли выполнить задание на вербальном уровне, предлагалось выполнить его на основе сопоставления и по образцу.

Вербальный уровень предъявления задания предоставил возможность не только провести обследование, а и стимулировал запоминание дошкольниками слов, которые обозначают основные признаки предметов, ведь слово-название фиксирует сенсорный эталон, закрепляет его в памяти ребенка, делает его использование более осознанным и точным.

Результаты выполнения указанной пробы дали возможность уточнить характер нарушения: если показатели выполнения по двум критериям (например, восприятие цвета и величины) были высокими, а один (например, форма) – низким, это свидетельствовало о мозаичности нарушения, а, значит, о специфических особенностях восприятия; но если показатели выполнения задания по всем трем критериям были низкими, это означало, что существуют системные нарушения, и, как результат, – интеллектуальная недостаточность.

Обследование способствовало выявлению мозаичного типа нарушения у 40,0%, а системного неусвоения сенсорных эталонов – у 12,0% младших дошкольников с ОНР, что позволило говорить о наличии у них задержки психического развития.

Результаты изучения оптико-пространственного гнозиса у детей четвертого года жизни с ОНР

Для обследования оптико-пространственного гнозиса младших дошкольников с ОНР нами предлагались игровые задания на сформированность ориентации:

1) в схеме собственного тела;

2) в пространстве.

Проба на ориентацию в схеме собственного тела не вызвала никаких затруднений – с ней успешно справились 96,0% детей четвертого года жизни с ОНР. В пробе на изучение оптико-пространственного гнозиса путем ориентации в пространстве, в зависимости от состояния мелкой моторики пальцев и кистей рук мы использовали наборы больших мягких кубиков, которыми можно манипулировать двумя руками, и маленьких деревянных, которые требуют включения движений мелких мышц рук.

Как показало обследование, дети не сразу смогли понять предложенное им задание сложить целостное изображение из четырех кубиков. Они манипулировали кубиками (12,0%), просто рассматривали их (8,0%), строили башню (24,0%). Правильно выполнили задание 56,0%. Помощь в виде накладывания кубика на изображение не дала результатов, т. к. дошкольники заглядывали на боковые стороны, не достаточно четко осознавая, какой именно предмет должен получиться. Действие по подражанию утомляло детей, и они отказывались от последующего выполнения задания. Действенным оказался способ добавления кубика сначала с помощью экспериментатора, а потом без нее. Интересен тот факт, что даже те дети, которые не смогли доставить ни одного кубика, брали руку экспериментатора и подвигали к кубикам, требуя сложить изображение. Так, Игорь П., 3 г. 5 мес., толкая экспериментатора, указательным пальцем показывал на кубики и говорил: „Идя! Идя тап!” („Сложи! Сложи картинку!”), а увидев сложенное изображение, смеялся и хлопал в ладоши.

В следующей пробе дети должны были сориентироваться на сюжетной картинке и выложить свою, аналогичную, соответственно разложив плоскостные изображения. Как показали результаты исследования, правильно выполнили задание 16,0% детей. У других 84,0% дошкольников наблюдались ошибки разного характера, а именно: 4,0% – зеркальное выкладывание предметов, 20,0% – несоответствующее выкладывание отдельных элементов, 16,0% – раскладывание плоскостных изображений на свой вкус, 12,0% – отказ от выполнения пробы. Правильно начинали, но не смогли довести выполнение задания до конца 48,0% детей. Мы определили, что зеркальное выкладывание характерно в основном леворуким детям, которые начинали выкладывать изображение справа налево. Дети выкладывали плоскостные изображения на листе визуально, что свидетельствовало о непонимании содержания задания. Преобладающее большинство ошибок было обусловлено неустойчивостью внимания младших дошкольников с ОНР и их быстрой истощаемостью.

Случаи зеркальности были обусловлены также нарушением симультанного анализа и синтеза. Можно предположить, что такие дошкольники могут иметь отставания в формировании право- и левосторонней ориентации, а также склонность к оптическим дисграфиям.

Как показали результаты исследования, если уровень развития оптико-пространственного гнозиса в форме ориентации детей в схеме собственного тела остается сохранным, то ориентация в пространстве оказывается недостаточно сформированной и требует проведения соответствующей коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, проведенное исследование зрительного восприятия младших дошкольников с ОНР дало нам возможность обобщить результаты и провести сравнительный анализ с возрастной нормой (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ состояния сформированности зрительного восприятия младших дошкольников с НРР[1] и ОНР

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

с НРР

с ОНР

Предметный гнозис

Узнавание реальных предметов

не вызывало затруднений

не вызывало затруднений

Узнавание предметов, изображенных на картинке

правильное выполнение задания

выкладывание карточек не под изображениями, а как продолжение ряда

Узнавание предметов по силуэтному изображению

безошибочное выполнение задания

подбор картинок по сенсорно-привлекательным признакам (объединение по форме, цвету) и способом простых ассоциаций

Узнавание предметов по контуру

правильное выполнение задания

подбор картинок по сенсорно-привлекательным признакам (объединение по форме, цвету)

Узнавание картинок по пунктирному изображению

безошибочное выполнение задания

в некоторой мере сложное задание и переход от диагностической к игровой ситуации

Узнавание предметов по неполным изображениям

единичные ошибки во время выполнения задания неоднородные показатели в зависимости от предлагаемого материала по степени близости опыту детей

Узнавание предметов в условиях зашумления

единичные ошибки, обусловленные неустойчивостью внимания адекватное восприятие изображений в условиях зашумления прямыми вертикальными и горизонтальными линиями; особенно сложное узнавание предметов в условиях зашумления точками

Узнавание изображений, наложенных одно на другое (проба Поппельрейтера)

единичные ошибки, обусловленные неустойчивостью внимания практически полное непонимание задания

Восприятие цвета

безошибочное выполнение задания контрастные цвета воспринимаются адекватно; задания вызывают истощение и переключение с диагностической ситуации на игровую

 

Восприятие формы

полная сформированность сенсорных эталонов, основных геометрических фигур умение сопоставлять плоскостные геометрические фигуры с их контурными и с предметными изображениями указывает на полную сформированность сенсорных эталонов круга и квадрата; попытка вставить в квадратное отверстие треугольник

Восприятие величины предметов

безошибочное выполнение задания неустойчивость внимания, переключение с диагностической ситуации на игровую

Оптико-пространственный гнозис

Ориентация в схеме собственного тела

безошибочное выполнение задания

не вызвало затруднений

Ориентация в пространстве

безошибочное выполнение задания

быстрая истощаемость и непонимание задания

Обобщая вышесказанное, можно определить основные факторы, которые негативно влияют на полноценное развитие зрительного восприятия детей четвертого года жизни с ОНР, а именно: ограниченный запас знаний об окружающем мире, неустойчивое внимание и непроизвольность других психических процессов, значительная степень отвлекаемости и утомляемости дошкольников, их быстрое переключение с диагностической ситуации на игровую.

Детям четвертого года жизни с ОНР присуще несоответствие соотнесения разных видов изображений (контурных, силуэтных, пунктирных, зашумленных) с реальными предметами в связи с учетом сенсорных (цвет, форма) или их случайных (привлекательность предмета) признаков. Мы определили, что материал, который близок опыту каждого отдельно взятого ребенка, воспринимался им значительно лучше при любых обстоятельствах, а поэтому, по необходимости, подбирался нами индивидуально.

Для младших дошкольников с ОНР характерны:

а) значительная легкость восприятия реальных предметов по сравнению с изображенными на картинке;

б) недостаточное усвоение сенсорных эталонов фигур на фоне довольно высокой степени обучаемости, что проявлялось, например, в умении переносить приобретенные умения находить в окружающей действительности не только уже знакомые, но и незнакомые предметы аналогичной формы.

Предоставление младшим дошкольникам с ОНР дозированной помощи, которая в большинстве случаев имела организационный характер, способствовала достижению довольно высоких результатов.

Можно отметить тот факт, что восприятие и практические действия младших дошкольников с ОНР находятся в тесном взаимодействии и обуславливают уровень взаимного развития. Так, демонстрация практических действий, использование реальных предметов, сюжетных картинок, которые объединяли предлагаемые изображения, вовлечение тактильного восприятия создавали позитивный эмоциональный фон и способствовали правильному выполнению заданий.

Несмотря на сохранность гностических зон зрительного участка мозга, сложные виды восприятия, которые требуют интегрированной деятельности моторных систем и мыслительных компонентов, нарушены.

Таким образом, полная сформированность зрительного восприятия наблюдается у 20,0% детей четвертого года жизни с ОНР, базисные формы предметного гнозиса сохранны у 68,0% дошкольников, локальные нарушения зрительного восприятия в результате поражения лобных отделов мозга отмечаются у 12,0% (дети с моторной алалией), поражения вторичных отделов зрительной коры наблюдается у 8,0%, общие темпы снижения психического развития было обнаружено у 12,0%, недостаточная сформированность моторной программы движений глаз при обследовании объекта зафиксировано у 32,0% исследуемых.

Итак, состояние зрительной функции детей четвертого года жизни имеет свои специфические особенности, но уровень сохранности у дошкольников зрительного компонента, необходимого для усвоения денотативного значения слова, достаточен для полноценного формирования речи.

Результаты изучения слухового восприятия у детей четвертого года жизни с ОНР

Изучение слухового восприятия младших дошкольников с ОНР происходило путем выполнения задания на дифференциацию звучания музыкальных игрушек. Сначала проводилось целенаправленное обучение без использования ширмы, и только потом – проба. Задание заинтересовало детей и безошибочно его выполнить смогли 68,0% исследуемых. Часть дошкольников (20,0%) прислушивались к звучанию музыкального инструмента ухом со стороны ведущей руки. Интересен тот факт, что некоторые дети улавливали ритм звучания той или иной игрушки и пытались голосом воссоздать его, а потом, отыскав нужную игрушку, воспроизводили звучание вместе с ней, и это вызывало у дошкольников огромное удовольствие. Мы заметили, что мальчики по сравнению с девочками четвертого года жизни с ОНР чувствительней к слуховым раздражителям. Аналогичное наблюдалось и у детей в норме.

Результаты исследования слухо-пространственного восприятия у детей четвертого года жизни с ОНР

Данные нашего эксперимента выявили наличие у младших дошкольников с ОНР определенных трудностей в развитии зрительно-пространственного восприятия, что вызвало необходимость и исследовательский интерес в диагностике слухо-пространственного восприятия указанной категории детей. С этой целью использовалось задание на определение направления звучания музыкальных игрушек. Трудности пробы заключались в невербальном предъявлении задания. Тогда в проведении обследования был задействован учитель-логопед группы, что значительно упростило работу и дало возможность в полной мере выявить уровень сформированности слухо-пространственного восприятия дошкольников.

Учитель-логопед звонил в колокольчик, а экспериментатор наблюдал за ребенком. Безошибочно выполнили задания 48,0% дошкольников. Так, например, Лена В., 3 г. 4 мес., хватая за руку экспериментатора, показывала указательным пальчиком правильное направление звучания и приговаривала: „Дзи-дзя там!” („Колокольчик там!”). Часть детей (24,0%) растеряно смотрели на экспериментатора, с любопытством заглядывали в руки, разыскивая колокольчик. Другие дошкольники или не понимали задания вообще (20,0%), или отказывались от его выполнения (8,0%). Различные показатели выполнения пробы указывали на индивидуальные особенности детей, их утомляемость.

Итак, проведенное нами исследование подтвердило тот факт, что развитие восприятия у детей происходит в форме разнообразной познавательно-предметной деятельности при активном участии взрослых. Мы отметили, что много детей четвертого года жизни с ОНР – кинестетики, т. е. такие, для которых очень важны касания, поглаживания, объятия, а поэтому опора на тактильные ощущения, когда дошкольники имеют возможность манипулировать картинками или предметами, стала необходимой и действенной при выполнении проб.

Предлагаемые задания были не только диагностическими, но и обучающе-коррекционными, ведь ребенок имел возможность сопоставлять объекты, которые им воспринимаются, с перцептивными эталонами (например, во время восприятия формы – с геометрическими фигурами, цвета – с основной спектральной гаммой и т. п.). Результаты исследования показали, что когда ребенком усвоены только определенные эталоны, то он очень четко и точно воспринимает признаки предметов, совпадающие с этими эталонами. Однако другие признаки, для которых эталоны еще не были усвоены или были усвоены неточно, воспринимаются дошкольником часто ошибочно, в результате чего малоизвестные характеристики как бы приравниваются к существующим эталонам и происходит своеобразная генерализация признаков предметов.

Сравнительный анализ состояния сформированности разных видов восприятия младших дошкольников с НРР и ОНР представлено в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ состояния сформированности разных видов восприятия младших дошкольников с ННР и ОНР

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

с НРР

с ОНР

Зрительное восприятие

возможность достаточно длительной фиксации на объекте (до 10 с), зрительный анализ и синтез частей предмета; использование тактильных ощущений отвлекает от восприятия поверхностность, фрагментарность, выделение второстепенных признаков предмета; использование тактильных ощущений улучшает восприятие

Слуховое восприятие

высокая концентрация на задании, но возможны незначительные отвлечения; отсутствует необходимость прислушиваться одним ухом со стороны ведущей руки избирательность, высокая зависимость от внешних раздражителей до полного „выключения” с задания; потребность прислушиваться одним ухом со стороны ведущей руки

Восприятие пространства

четкая ориентация в схеме собственного тела, дифференциация понятий „вверху – внизу”, определение местонахождения звукового сигнала сформирована ориентация в схеме собственного тела, нечеткие представления о пространственном расположении предметов, трудности в определении направления звучания музыкальных игрушек

Таким образом, нарушение сформированности разных видов восприятия у детей четвертого года жизни с ОНР было обусловлено:

а) локальными поражениями незрительных зон коры головного мозга (лобная доля, зона перекрытия анализаторов и др.) (по данным энцефалограмм) (24,0%);

б) когнитивной недостаточностью, которая проявляется в снижении основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и замедлении общих темпов психического развития, недостаточности интеллектуального действия прогнозирования (12,0%);

в) отсутствием опыта целенаправленной работы с наглядным учебным материалом, недостаточной сформированностью выполнения познавательных, ориентировочных, игровых действий, ограниченностью предусмотренных Базовой программой развития ребенка дошкольного возраста „Я в Мире” [2] представлений об окружающем (72,0%).

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о достаточной сохранности у детей четвертого года жизни с ОНР зрительного восприятия, трудностях формирования у них слухового восприятия, значительных отставаниях в развитии пространственного восприятия, что говорит о необходимости целенаправленной работы практического психолога.

Литература:

1. Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи / Г. А. Аминев. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1972. – 159 с.

2. Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста „Я в Мире” / М-во образования и науки Украины, Акад. пед. наук Украины ; науч. ред. и сост. Е. Л. Кононко. – К. : Светоч, 2008. – 430 с.

3. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с.

4. Владимиров А. Д. Электрографические методы исследования движений глаз и возможности их применения в клинике локальных поражений головного мозга : автореф. дис. … канд. психолог. наук / А. Д. Владимиров. – М. : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1970. – 34 с. – Библиогр.: с. 31–34 (21 назв.).

5. Выготский Л. С. Мышление и речь : психол. исслед. / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. – 416 с.

6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. : Academia, 2006. – 379 с.

7. Рибцун Ю. В. Изучение предметного гнозиса младших дошкольников с ОНР / Ю. В. Рибцун // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко : Материалы науч.-практ.конф., 7–8 декабря 2010 г. – М. : Спутник-плюс, 2010. – С. 134–144

Аннотация: В статье представлен анализ результатов изучения восприятия зрительной и слуховой модальностей у детей четвертого года жизни с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младшие дошкольники, диагностика восприятия.

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.


[1] Здесь НРР – нормальное речевое развитие.

Вгору