© Рибцун Ю. В. Исследование основных мыслительных операций у младших дошкольников с ОНР / Ю. В. Рибцун // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья : межвуз. сб. науч. статей / под ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. – М. : Спутник-плюс, 2011. – С. 92–98.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Ю. В. Рибцун,

кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник

лаборатории логопедии Института

специальной педагогики НАПН Украины

Мышление (англ. thinking) – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека (Л. С. Выготский, К. Левин, Ф. Т. Михайлов, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.).

Исследование основных мыслительных операций является очень важным направлением диагностической работы по изучению невербального интеллекта, ведь известна тесная связь между речью и мышлением. Во время обследования мышления младших дошкольников с ОНР нами изучались следующие операции: а) сравнение; б) классификация; в) анализ; г) синтез; д) обобщение.

Результаты исследования мыслительной операции сравнения у детей четвертого года жизни с ОНР

С целью обследования уровня сформированности операции сравнения младшим дошкольникам предлагалось выполнить три пробы. Материал к первой из них (изображения четырех домиков, один из которых отличался от других) изготавливался так, чтобы он не был перенасыщен деталями, которые бы отвлекали и без того неустойчивое внимание детей. Но, несмотря на это, 28,0% выполнили задание неправильно по причине чрезмерной отвлекаемости. Справились с заданием 64,0% обследуемых, generic cialis online а 8,0% детей поочередно показывали все домики, что свидетельствовало лишь о частичном выполнении задания.

Во второй пробе использовалась пирамидка из пяти колец, а в третьей – диагностическим материалом служила трехсоставная матрешка. В отличие от работы с карточками, во время которой дети могут только с помощью зрительного анализатора сравнивать между собой изображенные предметы, работа с пирамидкой и матрешками дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом наложения или приложения. Такой, казалось бы, упрощенный способ с использованием практической деятельности, должен был бы показать довольно высокие результаты. Однако правильно сложить пирамидку смогли только 36,0% детей, матрешку – 72,0% младших дошкольников с ОНР.

Следует отметить, что большинство детей не viagra and premature ejaculation pill были знакомы ни с пирамидкой, ни с матрешкой, а поэтому нуждались в специальном обучении. Когда дошкольники нагромождали на стержень кольца хаотично, мы предлагали им пирамидку со стержнем конусообразной формы. После складывания пирамидки пальчиком ребенка проводили по ней сверху внизу, чтобы ребенок почувствовал правильность или ошибочность подбора колец. Дополнительным уровнем помощи были квадраты разного размера, расположенные в форме пирамиды. Квадраты по размеру соответствовали диаметру колец пирамидки, и ребенок имел возможность выложить в каждый квадрат кольцо необходимого размера, что своей наглядностью значительно помогало выполнить задание. Тем детям, которым было тяжело удерживать в руках детали (кольца пирамидки или части матрешки), мы помогали при складывании, направляя их руку.

Как показали результаты обследования, мыслительная операция сравнения младших дошкольников с ОНР сформирована недостаточно. Детям значительно легче находить контрастные признаки между предметами, чем сравнивать между собой составляющие одного предмета. Дети четвертого года жизни с ОНР плохо запоминают и с трудом используют предложенные экспериментатором способы наложения и приложения.

Результаты изучения мыслительной операции классификации у детей четвертого года жизни с ОНР

Материалом для пробы на выявление уровня сформированности операции классификации младших дошкольников с ОНР служили изображения тех предметов, которые были близки опыту детей, поэтому с предложенным заданием справилось 80,0% дошкольников. Можно отметить, что даже более сложные по уровню умственных действий задания с использованием знакомого материала выполнялись детьми четвертого года жизни с ОНР значительно лучше, чем более простые, но с использованием такого материала, который был им недостаточно знаком.

Результаты изучения мыслительной операции анализа у детей четвертого года жизни с ОНР

Детям очень понравилось задание пробы на проверку состояния сформированности операции анализа, поэтому правильно выполнили его 80,0% исследуемых. Отдельные дети показывали соответствующую часть тела (ушки, носик, глаза, рот) не только на картинке, а и на себе. Так, например, Оксана Д., 3 г. 7 мес., показала ушки у кошки, а потом, смеясь, схватила обеими руками себя за уши, приговаривая: „Ух-х! Ух-х!” („Ухо! Ухо!”). По нашему мнению, высокие показатели выполнения задания подтверждают особенности „аналитичности” этой возрастной группы, способом познания которых является процесс разбирания.

Результаты изучения мыслительной операции синтеза у детей четвертого года жизни с ОНР

В пробе предлагались как двусоставные, так и трехсоставные изображения. Безошибочно выполнили задание 68,0% дошкольников. Часть детей (24,0%) выполнили задание с ошибками, но когда их внимание обращалось на образец, могли самостоятельно исправить ошибки. Отдельные дети составляли изображения зеркально (8,0%), что свидетельствовало о недостаточной сформированности у них оптико-пространственного восприятия.

Мы заметили, что мыслительная операция анализа сформирована у детей четвертого года жизни с ОНР лучше, чем синтеза, ведь она ближе их опыту. На выполнение большинства предлагаемых проб значительно влияет внимание, которое у младших дошкольников неустойчивое, а также то, что задание на синтез для детей оказывается сравнительно новым.

Результаты изучения мыслительной операции обобщения у детей четвертого года жизни с ОНР

Вследствие того, что речевое развитие младших дошкольников с ОНР не давало возможности проверить обобщение в классической форме путем называния обобщающих понятий, мы проверяли указанную мыслительную операцию с помощью комплементарной к действию обобщения операции конкретизации через понимание ребенком обобщающих понятий.

Зная, что первые обобщения связаны с действием, для выявления уровня данной мыслительной операции младшим дошкольникам с ОНР предлагалась проба, в которой дети манипулировали муляжами (овощи, фрукты) и игрушками. Правильно выполнили обобщение 68,0% детей. Были такие, которые хотели откусить кусочек от муляжа (8,0%), другие (24,0% исследуемых) отбирали предметы по форме (круглые – мячик, яблоко, помидор) или цвету (зеленые – огурец, груша, кубик), т. е. детьми четвертого года жизни с ОНР производилось обобщение предметов не по заданным, а по сенсорно-привлекательным признакам. Нами отмечено, что умение обобщать у младших дошкольников с ОНР имеет размытые границы и недостаточно сформировано.

Сравнительный анализ состояния сформированности мыслительных операций младших дошкольников с нормальным речевым развитием (НРР) и ОНР представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

Сравнительный анализ состояния сформированности мыслительных операций младших дошкольников с НРР и ОНР

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

с НРР

с ОНР

Сравнение

дети с легкостью находят контрастные отличия cialis 40 year old признаков между предметами и сравнивают составляющие одного предмета между собой детям намного легче находить контрастные отличительные признаки между предметами, чем сравнивать составляющие одного предмета между собой

Классификация

детям важен сам принцип классификации, а не предложенный материал находится в прямой зависимости от близости предложенного материала опыту детей

Анализ

не прослеживается ярко выраженной разницы между сформированностью анализа или синтеза сформирован лучше, чем синтез

Синтез

самостоятельное выполнения задания зеркальное или обратное составление изображений; привлечение внимания к выполнению заданий значительно улучшает результат

Обобщение

происходит по заданным признакам имеет размытые границы; происходит по сенсорно-привлекательным признакам

Итак, исследование когнитивного развития предусматривало выявление не только знаний каждого ребенка, а и сформированности отдельных познавательных процессов. Нам было важно выявить первичный дефект нарушения и определить, что именно лежит в его основе: тяжелое речевое нарушение, которое тормозит общее развитие ребенка, умственная отсталость или задержка психического развития (ЗПР), которые задерживают и искажают речевое развитие. Дифференциальная диагностика дала возможность разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и умственной отсталостью.

Описывая психофизические особенности младших дошкольников с ОНР, следует указать на особенности поведенческих и эмоциональных проявлений указанной категории детей. Эмоциональные проявления и поведение детей четвертого года жизни с общим недоразвитием речи чаще всего характеризовались повышенной инфантильностью и соответствовали поведению детей более раннего возраста. Мы отметили, что мимика и выразительная жестикуляция характерны большинству исследуемых, которые используют их особенно в эмоционально насыщенных ситуациях общения.

По своим характерологическим особенностям мы выделили три основные группы исследуемых. Первая группа (56,0%) – это дети, которые по своим эмоциональным и поведенческим проявлениям соответствуют возрастной норме. Они вели себя адекватно ситуации. Им, как и детям с нормальным речевым развитием, была присуща повышенная эмоциональность и чувствительность. Такие дошкольники с интересом выполняли то или иное задание, стремились довести его до конца, проявить инициативу, при этом используя речь.

Вторую группу (36,0%) составили дошкольники с повышенной возбудимостью нервной системы. Им была присуща эйфория, быстрая смена настроения, легкий переход от положительных к отрицательным эмоциям, постоянное двигательное возбуждение и чрезмерная отвлекаемость. Положительный эмоциональный фон настроения большинства таких дошкольников создавал первое впечатление, что они с удовольствием и правильно выполнят диагностические задания, но прогнозы чаще всего оказывались неоправданными. Любознательность таких детей не была глубокой, их взгляд перепрыгивал с предмета на предмет, долго не задерживаясь на одном месте.

Третью группу (8,0%) составили дети со склонностью к реакциям тормозного типа. Им были присущи „застревания” на отдельных элементах действий, болезненные реакции на неудачные попытки выполнения заданий.

Проведенное исследование дало возможность определить степень проявления дефекта на элементарном или более высоком уровне организации психической деятельности. Мы убедились, что общее недоразвитие речи тормозит у детей полноценное развитие познавательной деятельности. На протяжении эксперимента нами отмечено, что у детей четвертого года жизни наблюдались: повышенная отвлекаемость, потребность в активизирующей и стимулирующей помощи со стороны экспериментатора и ненормативном количестве дополнительных попыток выполнения заданий, в т. ч. обучающих игр-занятий.

Низкая торпидность психических процессов младших дошкольников с общим недоразвитием речи, повышенная утомляемость, которая появляется у детей после минимальной интеллектуальной нагрузки, вызывала двигательное беспокойство или включение реакций тормозного типа, что приводило к низкой продуктивности выполнения диагностических заданий. Вследствие быстро нарастающей утомляемости, резкой истощаемости дети не воспринимали содержания задания, в результате чего не могли его завершить.

У детей четвертого года жизни с ОНР отмечалась недостаточная сформированность речемыслительной деятельности, что проявлялось в: бедности, поверхностности, фрагментарности различных видов восприятия, недостаточной сформированности сенсорных эталонов (особенно геометрических фигур), повышенной отвлекаемости, сужения, нестойкости, истощаемости, быстром переключении внимания, потребности в активизирующей и стимулирующей помощи, малом объеме памяти, быстром угасании образованных genericviagra4u-totreat временных связей, „застревании” на отдельных элементах задания, трудностях переключения с одного способа выполнения пробы на другой, совершения мыслительных операций классификации и обобщения не по заданным, а по сенсорно-привлекательным признакам.

Понимание мимики, жестов, невербальных инструкций, принятие помощи во время выполнения проб говорит об отсутствии умственной отсталости и вторичной задержки умственного развития у большинства младших дошкольников с ОНР. Однако среди исследуемых выделилась группа детей (20,0%), у которых отмечались низкие показатели во время выполнения значительного количества проб, что свидетельствует о возможном наличии у них ЗПР.

Следует подчеркнуть, что у детей четвертого года жизни наблюдается адекватное восприятие дозированной помощи взрослого, что дает возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, увидеть их потенциальные возможности, а также способность к переносу усвоенных способов умственной деятельности на аналогичное задание, а это, в свою очередь, свидетельствует, что компенсаторные возможности мозга ребенка велики и патологический стереотип еще не успел сформироваться.

Таким образом, при обследовании невербального интеллекта нами условно было выделено три группы младших дошкольников с ОНР.

Первую группу (24,0%) составили дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме. Они имели сформированные сенсорные эталоны; выполняя задания, допускали только единичные ошибки, которые обусловлены неустойчивостью внимания; усваивали новые способы действий и использовали их во время выполнения аналогичных заданий; „застреваний” на предыдущем задании практически не наблюдалось.

Вторая группа (56,0%) – это дошкольники, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дошкольники могут показать уровень интеллекта ниже возрастной нормы. Сенсорные эталоны усвоены ими еще недостаточно, наблюдается неустойчивость, истощаемость внимания, недостаточный объем памяти, частое незавершение задания вследствие утомляемости, которая быстро нарастает.

Третью группу (20,0%) составили дети, у которых развитие невербального интеллекта ниже возрастной нормы. Кроме того, это своеобразие не было связано с речевыми трудностями и никак не зависело от них. У таких детей наблюдалась бедность и фрагментарность восприятия, быстрая переключаемость и сужение внимания, чрезмерное угасание образованных временных связей, постоянная потребность в активизирующей и стимулирующей помощи со стороны взрослого, выполнение заданий на классификацию и обобщение происходило по сенсорно-привлекательным признакам.

Сравнительный анализ состояния сформированности невербального интеллекта младших дошкольников с НРР и ОНР представлено в табл. 2.

Таблица generic viagra online 2

Сравнительный анализ состояния сформированности невербального интеллекта младших дошкольников с НРР и ОНР

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

с НРР

с ОНР

Восприятие

единичные ошибки, обусловленные неустойчивостью внимания, полная сформированность сенсорных эталонов; высокая концентрация внимания на задании, но возможны незначительные отвлечения бедность, поверхностность, фрагментарность, недостаточная сформированность сенсорных эталонов (особенно фигур), потребность в дополнительной помощи

 

Внимание

непроизвольное, с элементами произвольного, зрительное внимание длительнее, чем слуховое повышенная отвлекаемость, фрагментарность, истощаемость, быстрая переключаемость, сужение, потребность в активизирующей и стимулирующей помощи

Память

незначительная продуктивность, отсутствие „застревания” на предыдущем задании малый объем, быстрое угасание образованных временных связей, „застревание” на отдельных элементах

Мышление

усвоение новых способов действий и их использование во время выполнения аналогичных заданий; детям важен принцип классификации и обобщения, а не предлагаемый материал; не прослеживается ярко выраженной разницы между сформированностью анализа или синтеза адекватное усвоение новых способов действий, частое незавершение заданий из-за быстро нарастающей утомляемости, резкой истощаемости, трудностей переключения с одного способа выполнения задания на другой; лучшая сформированность анализа, чем синтеза; классификация и обобщение происходит по сенсорно-привлекательным признакам

Таким образом, как показали результаты исследования, у младших дошкольников с ОНР состояние невербального интеллекта имеет свои специфические особенности, обусловленные недоразвитием речевой системы в целом, но приближается по своим показателям к нижней границе возрастной нормы.

Проведенный нами сравнительный количественный и качественный анализ с использованием статистических методов дал возможность выделить среди обследуемых детей четвертого года жизни три группы и определить дифференцированные механизмы нарушений.

Самую многочисленную группу составили дети с общим недоразвитием речи (72,0%), в основе которого лежат глубинные нарушения специфичного речевого механизма речевой деятельности: лексического и грамматического компонентов и избирательные – общефункционального механизма: внимания, памяти и контроля разных модальностей.

Ко второй группе мы отнесли детей с задержкой речевого развития (16,0%), обусловленной нарушением речевоспроизводящего звена и действием социальных факторов, в т. ч. дефицитом речевого общения.

Третью группу составили дети со значительным снижением количественных показателей выполнения диагностических проб, направленных на изучение невербального интеллекта (12,0%), основа которого – нарушение общефункционального механизма речевой деятельности; основных мыслительных операций (анализа и сравнения), всех видов внимания, памяти и контроля. Вторичные отклонения в специфическом речевом механизме указывают на нарушения семантического компонента речевой деятельности, что, соответственно, приводит к ОНР.

Выделение указанных групп дошкольников дало возможность дифференцировать первичные речевые нарушения от вторичных, и на основе полученных данных построить соответствующую коррекционно-развивающую работу.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Базова програма розвитку дитини дошкільного віку «Я у Світі» / М-во освіти і науки України, Акад. пед. наук України ; наук. ред. та укл. О. Л. Кононко. – К. : Світич, 2008. – 430 с.
  2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 144 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь : психол. исслед. / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. – 416 с.
  4. Калягин В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб. : Каро, 2005. – 280 [1] с. – (Коррекционная педагогика).
  5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. : Academia, 2006. – 379 с.
  6. Рібцун Ю. В. Корекційне навчання з розвитку мовлення дітей молодшого дошкільного віку із ЗНМ : програмно-методичний комплекс / Юлія Валентинівна Рібцун. – К. : Освіта України, 2011. – 292 с.
  7. Хомская Е. Д. Нейропсихология : [учеб. для вузов по специальности «Психология»] / Е. Д. Хомская. – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 288 с.

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.

Добавить комментарий