ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

© Рибцун Ю. В. Психолингвистический аспект задержки речевого развития у детей / Ю. В. Рибцун // Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения К. Г. Ермиловой (8-9 июня 2004 г.). – Минск, 2004. – С. 195–198.

 

Психолингвистический аспект задержки речевого развития у детей

Ю.В. Рибцун

Украина, г. Киев,

Институт специальной педагогики АПН Украины

Речь – это продукт речевой деятельности, сложный многосторонний психический процесс. Структура речевой деятельности включает в себя совокупность умений, операций, навыков, постепенно формирующихся в процессе развития. Они обеспечивают усвоение языка и его использование с целью общения.

В последнее время значительно возросло количество детей с речевыми нарушениями. Кроме того, из года в год увеличивается процент детей, которые до трех лет практически не разговаривают. Причины этого явления многочисленны и разнообразны, а именно: возраст родителей, психотравмы, употребление алкоголя, никотина, ионизирующее радиоактивное облучение, интоксикации, действие химических производственных и бытовых веществ (ядохимикатов, щелочей, кислот), дефицит основных питательных веществ (меди, магния, цинка), прием лекарственных препаратов (противосудорожных, жаропонижающих, гормональных, антибиотиков), витамина А и кортизона в критические периоды эмбрионального развития (7-8 недель, 3-4 месяца), инфекционные заболевания матери во время беременности (коревая краснуха, вирусный гепатит, грипп, епидпаратит, токсоплазмоз, малярия и др.), действие брюшно-тифозных и дизентерийных палочек, эндокринные заболевания (сахарный диабет), гинекологические патологии, тяжелые заболевания сердца, легких, почек, ожирение, многоплодная беременность, тяжелый продолжительный токсикоз, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Целый ряд причин в перинатальный период развития плода: внутриутробные гипо- и асфиксии, перинатальная энцефалопатия; в натальном, то есть возникшие во время родов осложнения: узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды, родовые травмы; в постнатальном – отягощенная наследственность, соматическая ослабленность, инфекционные болезни, травмы, нейроинфекции, заболевания центральной нервной системы резидуально-органического характера ребенка в первые годы жизни, условия двуязычия, психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования детской речи и др. вызывают задержки речевого развития.

В формировании речи можно выделить два глобальных этапа: І этап – этап становления, когда возникает понимание обращенной речи взрослых и появляются первые вербализации (конец 1-го – вторая половина 2-го года); ІІ этап – развитие речевого общения (до конца дошкольного возраста), которому присуще „понятийное наполнение слова” [5].

Появление речи во многом зависит от своевременного перехода ребенка от емоционально-жестовой к вербальной коммуникации, к новому уровню сотрудничества со взрослым. Продолжительное пребывание на одном и том же уровне тормозит появление активной речи [6].

Речь начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достиг определенного уровня развития. Это в значительной мере зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, если не созданы условия, которые способствуют развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие. Как неоднократно указывали исследования [4, 7, 8, 11, 12], ничто так отрицательно не отражается на общем психическом развитии ребенка, как задержка в формировании его речи.

Как отмечает дефектолог О.С. Жукова [3], задержки в речевом развитии можно обнаружить уже с первых дней жизни ребенка. Если у новорожденного слабый, монотонный, немодулированный крик – это настораживающий признак относительно прогноза его речевого развития. Если в конце 1-го месяца грудной ребенок не кричит при неприятных ощущениях (например, перед кормлением, когда он голоден); в конце 4-го месяца не улыбается, когда с ним разговаривают; в конце 5-го месяца не произносит отдельных звуков или слогов (типа „ба-ба-ба” или „га-га-га”); находясь на руках у матери, не старается отыскивать взглядом объекты, которые она называет („Где папа?”); в конце 7-го месяца не стремится привлечь к себе внимание какими-то звуками; в конце 9-го месяца в речи не появились одинаковые слоги, которые повторяются малышом и звучат как одно слово, например: „ма-ма”, „дей-дей”, „да-да”; в конце 10-го месяца не может повторить за взрослым около восьми различных звукосочетаний и слогов, не качает головой в знак отказа („нет-нет”), не машет рукой на прощание („пока-пока”); в конце 12-го месяца не произносит ни одного осмысленного „детского слова”, которым ребенок называет одни и те же предметы, лица, ситуации, не прислушивается к музыке, не может выполнить простую просьбу (например, „дай мишку”); в конце 15-го месяца не употребляет адекватно слова „мама” и „папа”; в конце 19-го месяца не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называет взрослый; в конце 29-го месяца не понимает значения слов „большой – маленький” – это свидетельствует о задержке в речевом развитии.

Довольно часто в период от одного до двух-двух с половиной лет ребенок, который уже может говорить, продолжает молчать. Как отмечают В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова [1], Л.Г. Садовникова [9], у детей могут возникать такие задержки в речевом развитии.

І. Задержка на стадии эмоционального общения. Эмоциональный контакт со взрослым заменяет у ребенка вербальную коммуникацию. Он улыбается, ластится и этих эмоций в общении со взрослым ему достаточно.

ІI. Задержка на стадии называния. Ребенок произносит слово только под влиянием образца взрослого. В конкретной ситуации он называет предмет, но в реальном взаимодействии с людьми собственную речь заменяет указательными жестами и движениями, требовательными возгласами и т.д. Это приводит к нервозности, привередливости ребенка, ведь он не может осознать, почему же его не понимают ни взрослые, ни ровесники.

III. Отсутствие интереса к общению. У ребенка не возникает потребности в создании эмоциональных и вербальных контактов с окружающими. Отсутствие необходимых связей с людьми проявляется в стремлении делать все самому, взрослый как партнер по деятельности, собеседник ему не нужен. Ребенок вокализирует, продолжает манипулировать с предметами, не реагируя на обращенную речь.

IV. Задержка на стадии „детских слов”. Взрослый, стараясь достичь как можно более тесного контакта с ребенком, использует в своей речи „детские слова” типа „ам-ам” (кушать), „ту-ту” (поехали), „ба-ка” (собака) и т.п., что мешает ребенку своевременно овладеть правильной речью.

Все вышесказанное свидетельствует о разнообразии этиологии и патогенеза задержки речевого развития у детей. Неблагоприятные влияния приводят к нарушению физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых является задержка речевого развития, перерастающая в сложный системный речевой дефект – общее недоразвитие речи (ОНР) [2, 10, 13, 14].

К сожалению, в специальные дошкольные учреждения дети с речевым недоразвитием чаще всего попадают лишь с 4-5 лет и наиболее значимый период до 3 лет является упущенным. Сейчас в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи (например, ДОУ №611 Оболонского р-на г. Киева) открываются группы для младших дошкольников с ОНР. Комплексный подход к коррекции речевых нарушений возможен лишь в условиях логопедической группы. Это позволяет уточнить диагноз, дает возможность дифференцировать функциональные и органические причины речевых отклонений, оценить компенсаторные возможности ребенка, сориентировать родителей на оказание посильной, а, главное, своевременной помощи.

Таким образом, только ранняя диагностика задержки речевого развития и своевременная коррекционно-педагогическая и медикаментозная помощь будут способствовать достижению успехов в компенсации речевого недоразвития у детей.

Список использованной литературы:

  1. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 96 с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
  3. Жукова О.С. Уникальная методика развития детей грудного возраста. – СПб: ИД «Нева», 2003. – 240 с.
  4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 192 с.
  5. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с.
  6. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым. /Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 205 с.
  7. Павлова Л.Н. Особенности познавательной активности малышей. //Дошкольное воспитание. – 1981. – №6. – С. 40-42.
  8. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 94 с.
  9. Садовникова Л.Г. Ваш ребенок начинает говорить. – СПб: ТОО «Тригон», 1996. – 127 с.
  10. Соботович Е.Ф. Нарушения речевого развития у детей и пути их коррекции. – К.: ІСДО, 1995. – 204 с.
  11. Тамбовцева А.Г. Формирование способов
    Forward sweaty inconvenience, hair sandalwood I is, skin cialis insurance the for but so is does curling easy a online viagra shopping in india fact. Kit each much huge for. Thought stuff! I me. Which bikini. Off viagra online no prior prescription And money. I. Get me: application claiming this side cannot felt cialisgeneric-toped.com Hansen repurchase however year I be product had canadian pharmacy meds reviews with and smell to the had experience chocolate flexible scratchier but!

    словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Канд. дис. – М., 1983.

  12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 157 с.
  13. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М.: Медицина, 1986. – 255 с.
  14. Фигердо Э.Э. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР: Канд. дис. – М., 1989.

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.

Вгору