ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ “ДОШКОЛЬНИК” В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

© Рибцун Ю. В. Использование коррекционной программы „Дошкольник” в обучении детей с нарушениями речи в условиях инклюзии / Ю. В. Рибцун // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушениями речи : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21 марта 2013 г., Урал. гос. пед. ун-т, г. Екатеринбург, Россия) – Ч. II. – Екатеринбург : УрГПУ, 2013. – С. 89–94.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ „ДОШКОЛЬНИК” В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Ю. В. Рибцун,

Институт специальной педагогики НАПН Украины,

г. Киев

Современные тенденции образования в целом и специального – в частности, гуманизация образа общественной жизни, перспективный рост Украины, как составляющей культурно-образовательного европейского пространства, внедрение международного теоретического и практического опыта инклюзивного образования, обуславливают активное включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательные учреждения.

Инклюзивное (от англ. inclusion – включение) образование – это комплексный процесс обеспечения детей с ОВЗ, с учетом их индивидуальных особенностей, в получении качественного обучения в условиях общеобразовательных учреждений [1, 2].

Именно благодаря появлению инклюзии дошкольники с ограниченными возможностями здоровья теперь имеют равный доступ к качественному образованию в соответствии со своими нуждами, вне зависимости от состояния здоровья и места жительства, с учетом пожелания семей, воспитывающих детей с ОВЗ (родителей или лиц их заменяющих).

Контингент детей с ОВЗ очень разнообразен и у большинства из них в той или иной степени наблюдаются нарушения речевой функции, что усложняло, а иногда и приводило к невозможности обучения таких дошкольников в классической образовательной системе.

В условиях инклюзии имеющиеся различия между детьми в состоянии их психофизического развития становятся не преградой, а ресурсом, преодолевается социальная обособленность дошкольников, происходит приобретение совместного опыта в диадах „ребенок – ребенок”, „ребенок – дети”, „ребенок – взрослый”, осуществляется внедрение детей с ОВЗ в целостный коррекционно-развивающий процесс.

Перспективными и необходимыми для развития дошкольного образования детей с ОВЗ, в т. ч. и имеющих речевые нарушения, является создание соответствующего нормативно-правового, кадрового, учебно-методического, материально-технического обеспечения, организация и развитие в каждом учреждении инклюзивной образовательной среды.

С целью реализации оптимальных путей и средств внедрения дошкольного инклюзивного образования нами разработана программа коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речевого развития – „Дошкольник” [3].

Программа разработана в соответствии с паспортным возрастом детей (четвертый – седьмой годы жизни), с учетом личностно-ориентированного, компетентностного, психолингвистического и уровневого подходов. Ценность использования таких подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья заключается не в моно-, а в поливекторном и максимально полном учете системообразующих факторов, т. е. тех психологических механизмов, которые могут выполнять компенсаторную роль в разных видах деятельности, в первую очередь – речевой, что способствовало получению высокоэффективных результатов.

В центре программы, как гласит ее название, – дошкольник, поэтому все ее содержание направлено на всестороннее развитие ребенка именно дошкольного возраста (физическое, личностное, социальное, культурное, познавательное, и, конечно же, речевое).

Специальная программа „Дошкольник” построена в соответствии с Базовым компонентом дошкольного образования, поэтому включает как общеобразовательные требования, так и требования к коррекционной направленности обучения и воспитания детей, обязательно учитывая их компенсаторные возможности.

Составляющими специального образования в структуре программы выступают:

а) коррекционная направленность педагогико-психологической работы;

б) средства формирования компетентности ребенка;

в) проявления сформированности компетентности дошкольника;

Составляющими общего образования в структуре программы выступают:

а) содержание образования;

б) образовательные линии.

Инвариантную часть содержания программы (т. е. обязательную для образовательных учреждений всех типов и форм собственности) составляют такие виды игр-занятий (Ю. В. Рибцун), проводимые:

1) учителем-логопедом – „Логопедическая мозаика”;

2) воспитателем:

а) по развитию речевой деятельности – „Речевые бусинки” (для работы с украиноязычными детьми), „Интересный собеседник” (для работы с русскоязычными дошкольниками);

б) по усовершенствованию навыков изобразительной деятельности („Послушные ножнички” – аппликация, „Любят пальчики лепить” – лепка, „Цветик-семицветик” – рисование);

в) по усовершенствованию навыков трудовой деятельности – „Умелые помощники”;

г) по формированию элементарных математических представлений – „Страна Математика”;

д) по ознакомлению с природой и миром предметов – „Люби и знай родной свой край”;

3) инструктором по физическому воспитанию – „Сильные, умелые, дружные и смелые”;

4) музыкальным руководителем – „Веселые колокольчики”;

5) практическим психологом – „Жемчужинки добра”.

Вариативную часть авторской специальной программы составляют игры-занятия по изучению дошкольниками иностранного языка „Тропинки дружбы”, а также овладение ими компьютерной грамотой – „Интернет, компьютер, звук” (начиная с пятого года жизни).

В коррекционной программе на материале как импрессивной, так и экспрессивной речи, последовательно изложено формирование речевой поликомпетентности (Ю. В. Рибцун) дошкольников:

1. Выработка мотивационно-активизирующей компетентности предполагает создание мотивационной основы для порождения и / или активизации речевых высказываний дошкольника.

2. Формирование динамически-речевой компетентности реализуется путем развития у детей артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов, просодических компонентов речи (дикция, темп, ритм, интонация, паузация, ударение).

3. Становление фонетико-фонематической компетентности предусматривает логопедическую работу в неразрывном единстве фонетических и фонематических процессов.

4. Расширение словарно-смысловой компетентности предполагает обогащение лексического запаса детей словами, которые являются разными частями речи.

5. Необходимость повышения морфологически-семантической компетентности у дошкольников обусловлена наличием в родном языке грамматических форм, используемых при словообразовании.

6. Потребность усовершенствования компетентности грамматических значений определяется наличием в родном языке таких грамматических форм, которые выражают лишь грамматическое значение (падеж, число, род – у существительных; лицо, время, способ, вид – у глаголов) и используются для выражения разных отношений между словами в предложении.

7. Развитие синтаксически-информативной компетентности предполагает обучение дошкольников так строить свои связные высказывания, чтобы они были не только правильно структурированными, но и информативными, т. е. несли определенную информацию и при этом сохраняли смысл.

Коррекционной программой „Дошкольник” параллельно охвачено формирование как лингвистического компонента речевой деятельности (по Е. Ф. Соботович) (понимание речи, фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая составляющие, связная речь), так и коммуникативного (процесс удержания сложной многооперационной структуры речевых действий, операции вероятностного прогнозирования, анализа и контроля / самоконтроля), что способствует формированию у дошкольников речевой поликомпетентности.

В каждом блоке программы выделены подготовительный и собственно коррекционный этапы, которые не имеют четких границ, а тесно переплетаются между собой. В подготовительном блоке очерчены такие задания и представлены те психологические механизмы, которые создают базу дальнейшей эффективной учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы.

Возле каждого из намеченных заданий стоит одна или несколько букв: Л означает, что основная нагрузка выполняемой работы приходится на учителя-логопеда, В – воспитателей, П – практического психолога, М – музыкального руководителя, Ф – инструктора по физической культуре; несколько букв, расположенных рядом, означают, что эти задания выполняются общими усилиями педагогов.

Уровневый подход в обучении дошкольников с ОВЗ, имеющих нарушения речи (Ю. В. Рибцун), находит свое отражение в выделении в содержательном наполнении каждого из блоков программы низкого, достаточного и высокого уровня. Кроме того, предусматривается также определение общих для всех уровней показателей сформированности речевой и других видов деятельности. Уровневый подход является не только коррекционно, но и диагностически, и прогностически направленным.

Педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, практический психолог), наблюдая за ребенком в процессе его самостоятельной игровой деятельности, режимных моментов, а также целенаправленных игр-занятий, может определить, на каком уровне усвоения того или иного блока программного материала находится каждый дошкольник, увидеть перспективы его обучения и развития, и на этой основе разработать индивидуальную программу работы с ребенком по каждому из направлений и / или отдельных блоков.

Использование уровневого подхода в коррекционной программе оправдано не только характером содержательного наполнения, степенью его доступности, но и проявлением активности и самостоятельности детей в процессе выполнения заданий. Так, например, низкий уровень предусматривает выполнение детьми в основном невербальных заданий с обязательным использованием анализаторных опор, активной частичной или полной помощью педагога.

Достаточный уровень предполагает выполнение дошкольниками как невербальных, так и вербальных заданий. Некоторые из них идентичны с низким уровнем, но являются более вариативными, что позволяет детям с ОВЗ закрепить имеющиеся навыки и на их основе сформировать новые.

Достигнув высокого уровня, дошкольники овладевают значительной степенью самостоятельности, познавательной и речевой активности, что дает им возможность реализовать своеобразный обмен в виде партнерской деятельности, не центрированной на взрослом.

Таким образом, подтверждается актуальность создания и внедрения коррекционной программы „Дошкольник” в обучении детей с нарушениями речи в условиях инклюзии. Программа коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы „Дошкольник” может быть использована коррекционными педагогами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, практическим психологом, их ассистентами) как в инклюзивных образовательных учреждениях, в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа, так и в логопедических группах с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Литература:

1. Концепция развития инклюзивного образования : [утв. указом МОН Украины № 912 от 01 окт. 2010 г.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа к изд.: http://www. osvita.uaЗаконодавствоСередня освіта9189

2. Рибцун Ю. В. Использование компетентностного подхода в специальном дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Института развития ребенка : сб. науч. тр. – Вып. 23. – К. : НПУ им. М. П. Драгоманова, 2012. – С. 115–120. – (Серия „Философия. Педагогика. Психология”)

3. Рибцун Ю. В. Научно-теоретические предпосылки создания специальной комплексной программы для работы с детьми с ОВЗ, имеющими речевые нарушения [Электронный ресурс] // Личность в едином образовательном пространстве: сб. науч. тезисов ІІІ Междунар. Форума, 26–29 апр. 2012 г. – Вып. № 1 (7). – Режим доступа к изд.: http://www.zoippo.zp.ua/pages/el_gurnal/pages/vip7.html

4. http://www.logoped.in.ua/

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.

Вгору