ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА ВИЗЕЛЬ: ПРОСТО О СЛОЖНОМ

© Рибцун Ю. В. Татьяна Григорьевна Визель: просто о сложном / Ю. В. Рибцун // Специальная педагогика  и специальная психология : современные проблемы теории, истории, методологии. История развития специальной педагогики и специальной психологии в России и за рубежом в XX−XXI вв. : VI Междунар. теоретико-методолог. семинар.  − М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. − С. 295−299.

ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА ВИЗЕЛЬ: ПРОСТО О СЛОЖНОМ

Рибцун Юлия Валентиновна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Институт специальной педагогики НАПН Украины

Среди людей, встречающихся на моем жизненном пути, особо значимое место занимают учителя – все те замечательные личности, которые заботились о нас, учили, вдохновляли, помогали в трудные минуты, наполняя энергией и просто делая счастливыми.

Одной из таких выдающихся Личностей нашего времени для меня и не только является Татьяна Григорьевна Визель, с которой я заочно познакомилась во время чтения ее книг, а очно – на лекционном курсе повышения квалификации для врачей, логопедов, дефектологов и психологов при Московском Институте дефектологии и медицинской психологии.

Именно с того момента, благодаря умению Татьяны Григорьевны говорить простыми словами о сложных вещах, началось мое глубинное знакомство с логопедией и логопсихологией, которое продолжается до сих пор.

Визель Т. Г. – Известный не только в России, но и за рубежом академик Академии медико-технических наук, доктор психологических наук, нейропсихолог, нейролингвист, дефектолог, логопед, психолог, лауреат премии “Призвание ˮ в номинации” За вклад в развитие медицины, внесенный представителями фундаментальной науки и немедицинских профессий ˮ (2003 г.), поэтесса, писательница. Кроме того, Татьяна Григорьевна замечательная женщина, внимательная мать и заботливая бабушка, которую характеризуют открытость, внутреннее тепло и свет, доброе чувство юмора, самодостаточность и неиссякаемое творчество.

Родилась Т. Г. Визель в г. Таганроге в 1938 г. и с поддержкой семьи получила разностороннее образование: окончила музыкальную школу по классу рояля, дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1961 г.).

Татьяна Григорьевна всегда совмещала научную и практическую деятельность. Так, Т. Г. Визель работала в Научно-исследовательском институте неврологии Академии медицинских наук СССР, при котором прошла специализацию по нейропсихологии, восстановительному обучению больных с афазией, слушая курсы лекций А. Р. Лурии, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой и др. Она стала помогать больным как практический логопед.

С 1972 г. Татьяна Григорьевна работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором, действительным членом Российской академии образования В. М. Шкловским. Там же, под руководством Эсфирьи Соломоновны Бейн Т. Г. Визель в 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: “Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией ˮ.

С 1982 г. Татьяна Григорьевна работает ведущим научным сотрудником Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России. В 1989 г. Т. Г. Визель получено первое авторское свидетельство № 4264177 “Способ лечения афазических расстройств ˮ (в соавторстве со В. М. Шкловским и Т. Г. Боровенко) на методику использования неречевых (символических) уровней коммуникации при афазии.

В 1990 г. логопедическая наука и практика обогатилась еще одной методикой Т. Г. Визель, которая была подтверждена авторским свидетельством № 1586708, – “Способ восстановления речевой функции у детей с врожденными расщелинами неба ˮ (в соавторстве с Е П Недорезовой и Л Т Еньшиной….). Ценность методики заключается в восстановлении смыкания мышц небно-глоточного кольца и задней стенки глотки путем проведения массажа сразу после снятия операционных швов.

Свою докторскую диссертацию “Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии: системный интегративный подход ˮ Татьяна Григорьевна защитила довольно поздно – в 2002 г.

Визель Т. Г. занималась активной подготовкой аспирантов, вкладывая в них неисчерпаемые знания и свою душу. Татьяна Григорьевна стала добрым учителем и мудрым наставником для Д. Ш. Газизулиной, Е. А. Караваевой, А. В. Константиновой, Н. В. Кошелевой, Н. М. Лапиной и многих других, которые внесли достойный вклад в развитие отечественной логопедии.

Посредством автореферата я познакомилась с одной из аспиранток Т. Г. Визель – Альбиной Викторовной Константиновой. Мною был отмечен высокий уровень профессионализма и теоретического изложения материала, что свидетельствует об умелом научном руководстве. Именно это стало основой для написания положительного отзыва на автореферат диссертации “Особенности предупреждения и преодоления дисграфии в билингвальных условиях обучения ˮ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия) (2011 г.).

Меня всегда поражала трудоспособность Т. Г. Визель, ее силы и терпение, умение одновременно успевать заниматься наукой, преподавательской и практической деятельностью, творить. Каждую из этих составляющих можно назвать Творчеством, ведь все это делается Татьяной Григорьевной качественно и высокопрофессионально.

Визель Т. Г. была ведущим научным сотрудником, профессором Института дефектологии и медицинской психологии, консультантом Центра патологии речи и нейрореабилитации по проблемам нейропсихологической диагностики, коррекции и восстановительного обучения детей и взрослых с нарушением высших психических функций, профессором курсов профессиональной переподготовки по клинической психологии факультета повышения квалификации Московского городского психолого- педагогического университета, читала лекции в Российском государственном социальном университете и в Государственной классической академии имени Маймонида.

Лекции Татьяны Григорьевны по общей нейропсихологии, курсы “Психологическая диагностика и коррекция экстремальных состояний ˮ,” Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ˮ, оригинальный авторский курс нейропсихологии творчества (учебный модуль “Психология творчества в норме и патологии ˮ 2007 г .) с удовольствием слушают студенты и преподаватели, начинающие и опытные специалисты, ведь каждый раз, достаточно легко воспринимая доступную и увлекающую речь лектора, открываешь для себя что-то новое или такое, о чем никогда не задумывался раньше.

Татьяна Григорьевна имеет бесценный для ученого дар – просто говорить о сложном, уметь доступно доносить емкую информацию, зажигать в каждом слушателе искру познания и добра. Сейчас Т. Г. Визель живет и работает в г. Лос-Анджелесе (США), продолжая давать вебинары по актуальным для логопедов, дефектологов и психологов темам, консультировать и творить.

Татьяна Григорьевна оказывает посильную помощь огромному количеству людей разного возраста и пола с последствиями инсультов, черепно-мозговых травм, с алалиями, анартриями, со сложными формами других речевых нарушений. Многие ее пациенты обязаны ей своим возвращением к полноценной жизни, наполненной речью и движением.

Коллеги удивлялись, что особый интерес у Т. Г. Визель вызывали чрезвычайно сложные в плане диагностики и коррекции случаи, когда, например, родители ребенка побывали у многих светил-специалистов и уже отчаялись что-либо изменить в психофизическом состоянии сына к лучшему. Казалось, только чудо способно вернуть мальчику возможность двигаться и говорить. После сложной и кропотливой работы с Т. Г. Визель такое чудо произошло. И это только один эпизод из очень и очень многих в ее практической деятельности.

Татьяна Григорьевна умело соединяет как научно-теоретический, так и практический материал, и делает это не только в своих лекциях, но и в книгах. Визель Т. Г. – Автор многочисленных учебников и пособий, посвященных дифференцированной диагностике и коррекции афазических, алалических расстройств, агрессии и девиантного поведения, проблем общения у детей, ряда методик по восстановлению речи и нейропсихологической коррекции психоречевого развития лиц разных возрастных групп.

Татьяной Григорьевной написаны такие известные во многих странах труды, как “Восстановление речи у больных с афазией ˮ (1982 г.) (В соавторстве с Э. С. Бейн),” Аномалии речевого развития ребенка ˮ (1995 г.), “Восстановление речи у больных с разными формами афазии ˮ (1997 г.), “Как вернуть речь ˮ (1998 г.),” Основы нейропсихологии ˮ (2005 г.), “Агрессия и аутоагрессия: предпосылки, проявления, последствия ˮ (. 2005 г),” Нарушения чтения и письма у детей ˮ (2006 г.), “Коррекция заикания у детей ˮ (2009 г.) (в соавторстве со В. М. Шкловским),” Нейропсихологическое блиц-обследование ˮ (2011 г.) и др., в которых представлена ​​теоретическая часть и практические упражнения и задания, некоторые из которых написанные в стихах.

Визель Т. Г. – Очень творческий человек с открытой поэтической душой, которая раскрывалась и продолжает это делать в сборниках авторских стихотворений “Многоточия … ˮ (1998 г.). В научно-поэтическом жанре (по словам И. А. Скворцова) написаны ее “Занимательная афазиология ˮ (2005 г.) И” Занимательная логопедия ˮ (2008 г.).

Татьяна Григорьевна всегда работала на благо развития логопедии, нейро-и логопсихологии. Как призыв приобщиться к любимому делу, звучат ее слова из “Занимательной логопедии ˮ:

… Так будь

достойной дочерью науки,

логопедия! Не от скуки

ей служат славные умы,

сердца и руки. Знаем мы,

что дисциплина наша славу

завоевала, и по праву

ее мы любим и горды,

что в ней оставили следы …

Хочется поблагодарить Т. Г. Визель за бесценный вклад в развитие логопедической науки и практики и пожелать Татьяне Григорьевне крепкого здоровья, долгих лет, вдохновения и полета к новым вершинам творчества под названием Жизнь.

Литература

1. Визель Т.Г. Как вернуть речь [учеб. пособие]. – М. : В. Секачев, 1998. – 215 с.

2. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование [тесты по исследованию высш. псих. ф-ций]. – М. : ТЦ “Сфера ˮ, 2005. – 24 с.

3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии [учебник для студ. вузов]. – М. : АСТ “Астрель ˮ, 2005. – 383 с.

4. ЛОГО-АРТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logoped.in.ua/

 

Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.

Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.

Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.

Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.

 Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.

При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.