© Рибцун Ю. В. Использование логопедической куклы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ / Ю. В. Рибцун // Альтернативная реабилитация : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. по альтернативным методам реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями, инвалидностью, ВИЧ / СПИД, онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями. – Минск : РИВШ, 2012. – С. 307–313.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КУКЛЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Ю. В. Рибцун
Институт специальной педагогики НАПН Украины, г. Киев
Современные тенденции специального образования в Украине обуславливают появление и расширение сети дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений, реабилитационных центров с инклюзивной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нормативно-правовыми документами, а именно: указом Министерства образования и науки Украины „Об утверждении Плана действий по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных учебных заведениях на 2009–2012 гг.” (№ 855 от 11.09.2009 г.), распоряжением Кабинета Министров Украины „Об утверждении плана мероприятий по внедрению инклюзивного и интегрированного образования в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2012 г.” (№ 1482 от 03.12.2009 г.), проектом „Концепции развития инклюзивного образования” (2009 г.), постановлением Кабинета Министров Украины „Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях” (№ 872
от 15.07.2011 г.) предусмотрено толерантное отношение к детям с ОВЗ, обеспечение конституционных прав и государственных гарантий на получение ими качественного образования, проведение комплексной реабилитации, формирование социальных и бытовых навыков, развитие различного рода способностей.
Коррекционные педагоги ежедневно решают непростую задачу: как, используя доступные и интересные приемы, обучать детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ, одновременно оказывая им специальную педагогическую и психологическую помощь. Значительно повысить эффективность коррекционной работы, облегчить восприятие детьми учебного материала помогают игрушки, ведь именно они сопровождают развитие ребенка на протяжении многих лет. Самой древней и одной из самых распространенных детских игрушек является кукла, играя с которой ребенок может отражать жизнь людей в целом, проигрывать их быт, разнообразные межличностные отношения, создавать различные ситуации и решать их. В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ куклы достаточно давно используются практическими психологами. Однако проблема состоит в том, что использование различного рода кукол имеет свою, четко ограниченную специфику (например, снятие мышечного напряжения у детей с гипертонусом) и требует проведения игр-занятий отдельно каждым педагогом (например, учителем-дефектологом, тифло-, сурдопедагогом, учителем-логопедом, практическим психологом), что в условиях инклюзивного образования несколько затруднено. Кроме того, большинство детей с ОВЗ имеет нарушения звукопроизносительной стороны речи, ограниченный словарный запас, слабо или совершенно несформированные коммуникативные навыки, своеобразные психофизические особенности развития, что, в свою очередь, требует от педагога комплексного подхода к проведению коррекционно-развивающей работы.
Для реализации такого подхода согласно авторскому патенту нами была создана полезная модель логопедической куклы [2], которую может многофункционально использовать в своей работе каждый коррекционный педагог. Логопедическая кукла (в образе мальчика – „Лёлик”, в образе девочки – „Лёля”) может быть задействована коррекционными педагогами в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми дошкольного и школьного возраста с целью комплексного решения логокоррекционных, психокоррекционных и общеразвивающих задач.
Выбор легкого для произношения имени (в образе мальчика – „Лёлик”, а в образе девочки – „Лёля”) облегчает коммуникацию детей с ОВЗ с куклой и может выступать посредником налаживания вербального контакта с коррекционным педагогом, присутствие которого рядом с куклой, их взаимодействие позволяют детям с ОВЗ преодолеть страх общения, быстрее пойти на контакт, приобрести уверенность в своих собственных силах и возможностях. Правильно подобранные параметры логопедической куклы дают возможность ребенку с ОВЗ воспринимать её как своего помощника и друга, улучшают эффект от проводимых игр-занятий.
Созданная нами функциональная игрушка может быть использована в качестве куклотерапии – такого раздела частной психотерапии (а именно АРТ), где в роли основной техники психокоррекции, промежуточного взаимодействия ребенка и взрослого, выступает кукла. Функциональная игрушка в виде логопедической куклы может помочь коррекционному педагогу укрепить психическое здоровье детей с ОВЗ, а именно: значительно уменьшить болезненные переживания, связанные как с внешними дефектами („заячья губа”, „волчья пасть”, общая двигательная расторможенность или моторная неловкость), так и внутренними конфликтами (неуверенность, стеснительность, агрессивность, тревожность, негативизм); в целом ослабить отрицательные эмоции, достичь эмоциональной устойчивости, обрести веру в свои собственные силы, сформировать более позитивное отношение к себе и окружающим, овладеть навыками саморегуляции, улучшить социальную адаптацию, скоррегировать отношения в системах „родитель – ребенок” и „ребенок – педагог”.
Своей игровой направленностью логопедическая кукла значительно облегчает усвоение детьми изучаемого материала, что, в свою очередь, способствует активизации познавательного и речевого интереса детей с ОВЗ. С активным участием логопедической куклы коррекционный педагог может проводить как отдельные игры-занятия, так и целые их серии, связанные не только игровым образом, но и единым сюжетом. Функциональная игрушка позволяет усовершенствовать лексико-грамматическую сторону и связную речь путем ознакомления детей с ОВЗ с органами речедвигательного аппарата, частями тела, формирования представлений о сезонных изменениях в природе, показа разнообразия одежды, обуви и головных уборов.
С помощью куклы возможно развитие у детей с ОВЗ слухоречевой памяти, включение в коррекционную работу одновременно и зрительного, и слухового анализаторов, формирование орального праксиса, кинетических и кинестетических представлений, нахождение правильного положения языка в ротовой полости, создание динамического зрительного образа артикуляционных укладов, фиксация четкости или плавности движений. С целью улучшения функционирования у детей с ОВЗ мышц речедвигательного аппарата коррекционный педагог совместно с функциональной игрушкой, обязательно используя стихотворные формы, может проводить упражнения артикуляционной гимнастики (как в быстром, так и замедленном темпе), улучшая, таким образом, качество и эффективность их выполнения.
Использование функциональной игрушки в виде логопедической куклы помогает соотнести освоенный звук с определенными движениями языка и зафиксировать его как в зрительном, так и моторном звене, ускоряет темпы подготовки речедвигательного аппарата детей с ОВЗ к постановке звуков, облегчает сам процесс постановки и автоматизации язычных звуков.
Логопедическая кукла способствует также воспитанию артистизма. Дети с ОВЗ часто стесняются, отказываются рассказывать стихотворение или петь песню самостоятельно, а совместно с функциональной игрушкой с удовольствием делают это, при этом стараются следить за звуковым качеством своей речи, ее просодической составляющей.
Рассмотрим один из возможных способов применения логопедической куклы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Основные задачи – установление контакта с педагогом, облегчение процесса адаптации в условиях логопедической группы, ускорение темпов подготовки речедвигательного аппарата к постановке звуков, усовершенствование лексико-грамматической и связной речи.
Знакомство с логопедической куклой.
Установление эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Воспитание потребности в речевом общении как основы формирования речевой активности.
Слышен стук в дверь.
– Кто там? – спрашивает коррекционный педагог.
Коррекционный педагог стимулирует детей к повторению вопроса.
– Это мы пришли, – в кабинет заходит ассистент, неся на руках куклу.
– Давайте познакомимся. Марию Сергеевну мы уже знаем. А как тебя зовут? – обращается коррекционный педагог к кукле.
– Меня зовут Лёлик, – отвечает кукла.
– Как зовут мальчика? – спрашивает коррекционный педагог.
Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Лёлик хочет познакомиться с нами.
– Меня зовут Юлия Валентиновна. Скажи Лёлику, а как зовут тебя, – коррекционный педагог обращается к детям.
Индивидуальные ответы детей.
Кукла говорит:
Лёликом меня зовут,
Игры я люблю и труд,
Всех могу развеселить.
Будете со мной дружить?
(Ю. Рибцун)
Ответы детей.
Загадывание Лёликом загадок.
Развитие слухоречевой памяти, слухового внимания, мыслительной операции анализа. Закрепление умения соотносить собственные части тела и органы артикуляционного аппарата с аналогичными у людей и игрушек.
Лёлик говорит:
Вы попробуйте, ребятки,
Отгадать мои загадки.
(Ю. Рибцун)
Произнося двустишие, коррекционный педагог двигает ртом Лёлика.
Лёлик загадывает загадки:
Беленькие, ровные
Стали они в ряд.
Есть они у Лёлика,
Есть и у ребят.
Разгрызут орех в скорлупке
Наши крепенькие… (зубки)
(Ю. Рибцун)
***
Часто Лёлик так играет:
Надувает их, сдувает.
Будто шарики, мешочки.
Догадались? Это… (щечки)
(Ю. Рибцун)
***
Вот у Лёлика они –
Загляденье прямо –
Вытянутся в трубочку
И целуют маму.
Могут улыбаться
И кривляться сутки.
Розовые, пухлые…
Что же это?… (губки)
(Ю. Рибцун)
***
Чтобы Лёлик кушать смог,
Говорил красиво,
Кто там в ротике живет,
Красненький и длинный?
Показал нам свой бочок
Непоседа… (язычок)
(Ю. Рибцун)
В процессе загадывания загадок коррекционный педагог демонстрирует органы артикуляционного аппарата на Лёлике, на себе, предлагает детям найти у себя отгадку, еще раз назвать все органы речедвигательного аппарата. ппарата на Лелике, на себе, предлагает детям найти у себя отгадку.
Выполнение с Лёликом артикуляционных упражнений.
Выработка у детей умения со зрительной опорой подражать движениям куклы и коррекционного педагога, выполнять статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики и на этой основе формировать правильные артикуляции.
Коррекционный педагог говорит:
Лёлик всем теперь знаком.
Нас подружит с язычком
И научит говорить.
За ним сможешь повторить?
(Ю. Рибцун)
Педагог с помощью куклы демонстрирует выполнение упражнений артикуляционной гимнастики. С целью улучшения усвоения их детьми читает стихи, комментирует выполнение.
Коррекционный педагог читает стих, левой рукой открывает рот куклы, правой рукой, вставленной в рукавичку, кладет широкий язык на нижнюю губу. Чуть опуская нижнюю челюсть куклы, „пошлепывает” зубами по язычку (упражнение „Вареники”).
Мама тесто замесила
И вареники лепила.
Лёлик маме помогал:
Язычок широким стал.
Чуть зубами прикусил
И вареничек слепил.
(Ю. Рибцун)
Коррекционный педагог читает стих, левой рукой открывает рот куклы, правой рукой, вставленной в рукавичку, выдвигает узкий язык вперед (упражнение „Змейка”).
Узким язычок, как змейку,
Сделать с Лёликом сумей-ка.
Спрячь его, тяни вперед –
Видишь, как змея ползет.
(Ю. Рибцун)
Коррекционный педагог читает стих, левой рукой открывает рот куклы, правой рукой, вставленной в рукавичку, то поднимает, то опускает язык (упражнение „Качели”).
Лёлик с язычком играл –
На качели приглашал.
Язычок старается –
Вверх и вниз качается.
(Ю. Рибцун)
Педагог комментирует выполнение упражнений, хвалит детей.
Заключительная часть:
Вам понравилось играть?
Лёлик очень, очень рад.
Но пришла пора прощанья.
Скажем: „Лёлик, до свидания!
Приходи ты к нам опять
Заниматься и играть”.
(Ю. Рибцун)
Дети прощаются с Лёликом. Игра-занятие заканчивается.
Итак, предложенный способ применения функциональной игрушки в виде логопедической куклы является качественно новым механизмом сотрудничества с ребенком с ОВЗ, где ярко выражена включенность куклы в налаживание контакта с педагогом, процесс общения, коррекционно-развивающую работу в целом.
Полученные данные в ходе диагностического мониторинга доказали то, что педагогически правильно организованная учебно-игровая деятельность детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных психоречевых возможностей позволяет решить основные задачи специального образования – обеспечить полноценную социальную адаптацию в коллективе ровесников, стимулировать познавательную и речевую активность, приобрести нужные знания и умения, овладеть необходимыми навыками.
Литература:
1. Мухина В. Дети и куклы : таинство взаимодействия / В. Мухина // Народное образование. – 1997. – № 5. – С. 28–33.
2. Пат. 44366 Украина, МПК: А 61 Н 1/00 А 61 М 21/00. Способ восстановления звукопроизносительной функции у дошкольников с нарушениями фонетико-фонематической стороны речи / Рибцун Ю. В. – № u200908240; заявл. 04.08.2009; опубл. 25.09.2009, Бюл. № 18.
Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.
Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.
Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.
Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.
Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.
При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.