© Рибцун Ю. В. Для вас, родители: о развитии речи детей раннего возраста / Ю. В. Рибцун // Ранняя комплексная помощь в современном образовательном пространстве : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (19–21 апреля 2012 г.). – М. : Русская Речь, 2012. – С. 149–151.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ: О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ю. В. Рибцун, к. пед.н.,
с. н. с. лаборатории логопедии
Института специальной педагогики НАПН Украины
Ранний возраст ребенка – это второй и третий годы его жизни, время, когда малыш учится ходить, овладевать предметной деятельностью, период интенсивного формирования речи. Ранний возраст Л. С. Выготский называл стадией сензитивности в овладении речевыми умениями и навыками. Именно поэтому родители должны использовать малейшую возможность, чтобы поиграть с малышом, вербально (словесно) общаясь с ним.
У заботливых родителей возникает множество вопросов относительно воспитания и психофизического развития детей раннего возраста. На наш сайт [4] постоянно приходят письма от родителей, в т. ч. и о развитии речи детей указанной возрастной группы. На некоторые вопросы, встречающиеся наиболее часто, мы постараемся ответить.
Нашей Анечке пошел второй год. Что нужно для полноценного развития речи?
Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс. Появление и дальнейшее развитие речи зависит от многих факторов: созревания коры головного мозга, сформированности артикуляционного и дыхательного аппаратов, слуховой функции, наличия созданной родителями предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту малыша. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений и не созданы условия, способствующие формированию двигательной и речевой активности, часто задерживается его физическое и психическое развитие. Малышке необходима регулярная речевая коммуникация, Ваша забота и любовь. Если девочку лишить полноценного общения с близкими или ограничить его рамками однотипных повторяющихся бытовых ситуаций (кормления, прогулок и сна), у нее может возникнуть задержка речевого развития.
Сыну Славику уже 2 года, а он еще не говорит…
Это может свидетельствовать о наличии у ребенка задержки речевого развития. Для уточнения диагноза необходима консультация следующих специалистов:
- отоларинголога, чтобы проверить состояние слуха малыша;
- невропатолога, чтобы определить наличие или отсутствие органического поражения центральной нервной системы, в т. ч. речевых центров коры головного мозга;
- детского психолога, дефектолога или психиатра, чтобы определить состояние невербального интеллекта;
- логопеда, чтобы сделать окончательное заключение.
Нашему ребенку поставили диагноз „задержка речевого развития”. Что это такое, какие могут быть последствия?
Задержка речевого развития (ЗРР) – это полное отсутствие речи у детей до трех лет или значительное отставание в ее формировании. Если у ребенка раннего возраста вовремя не заметить отставания в речевом развитии, ЗРР может перерасти в сложное системное нарушение – общее недоразвитие речи, на преодоление которого может потребоваться длительный период логокоррекции [2].
В чем причина возникновения задержки речевого развития у ребенка?
Причин возникновения задержки речевого развития множество, среди них: негативные факторы, влияющие на формирование и развитие плода, патологические роды, соматическая ослабленность ребенка после перенесенных инфекционных заболеваний, отсутствующее или недостаточное общение с ребенком, педагогическая запущенность и др.
? Какие существуют виды задержек речевого развития?
Существуют такие виды задержек в речевом развитии (В. В. Ветрова, Л. Н. Смирнова, Л. Г. Садовникова и др.):
І. Задержка на стадии эмоционального общения.
Эмоциональный контакт со взрослым заменяет у ребенка вербальную коммуникацию, т. е. он улыбается, ласкается и этих эмоций в общении со взрослым ему достаточно.
ІI. Задержка на стадии называния.
Ребенок пытается повторить то или иное, сказанное взрослым, слово. В конкретной ситуации ребенок по инициативе взрослого называет предмет, но в спонтанном взаимодействии с окружающими свою речь заменяет указательными жестами, требовательными выкриками и т. п. Непонимание ребенка взрослыми и ровесниками вызывает у него негативные эмоции, нервозность и капризность.
III. Отсутствие интереса к общению.
У ребенка не возникает желания принимать участие как в эмоциональных, так и в вербальных ситуациях общения. Отсутствие общения он компенсирует в самостоятельной деятельности, в партнере и собеседнике он не нуждается. Малыш поглощен предметной деятельностью, не обращая внимания на обращенную речь.
IV. Задержка на стадии „детских слов”.
Взрослый, пытаясь достичь более тесного контакта с малышом, использует в своей речи лепетные слова типа: „топ-топ” (пойдем), „ава” (собака), „ля-ля” (кукла) и т. п., что не способствует, а наоборот тормозит развитие правильной речи.
Артем в 2,5 года не выговаривает р, л, ш. Нужна ли ему логопедическая помощь?
Вследствие недостаточной подвижности речедвигательного аппарата (языка, губ и щек), слабости выдыхаемой воздушной струи, отсутствия контроля собственной речи, нарушенное звукопроизношение у ребенка раннего возраста имеет физиологический, а не патологический характер, и поэтому не требует логокоррекции. Но это вовсе не говорит о том, что с малышом не нужно заниматься. Обязательно выполняйте гимнастику для язычка [3, c. 64–80], дыхательные [3, c. 81–82] и пальчиковые [3, c. 83–88] упражнения, и тогда Вашему малышу будет значительно проще овладеть правильным звукопроизношением.
Дочери в декабре исполняется 3 года. Она плохо говорит буквы „с”, „з” (язык торчит между зубами), „ш”, „ж” (свистит), а „р” у нее вообще нет. Возле нашего дома садик с логопедическими группами для детей с ФФНР. Возьмут ли туда в сентябре нашу девочку?
Согласно Порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего типа в соответствии с общим приказом Министерства образования и науки Украины, Министерства здравоохранения Украины № 240 / 165 от 27.03.2006 г., в логопедические группы для детей с ФФНР принимаются дошкольники, которым исполнилось четыре года. Кроме того, Вы должны знать, что буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим, поэтому следует говорить: „неправильно произносит звуки”, „в речи нет звука”.
? Никитке ставили задержку речевого развития, а вот только ему исполнилось 3 года, написали „ОНР (І уровень речевого развития)”. Сказали, что нужен логопедический детский сад и специальная коррекционная программа обучения. Сын болезненный и в садик ходить не сможет. По какой программе можно заниматься в домашних условиях?
Под общим недоразвитием речи (ОНР) объединяют такие сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушаются все компоненты речевой системы. Корригирующее обучение при ОНР осуществляется по специальной программе, рекомендованной Министерством образования и науки Украины (письмо № 1/11-9371
от 11.10.2010 г.) [1]. Однако в домашних условиях без специалиста – учителя-логопеда – занятия не дадут желаемого эффекта, поэтому укрепляйте здоровье малыша и обязательно занимайтесь с педагогом.
Сыну 2 года 8 месяцев. Он так забавно разговаривает! Педиатр запретила нам „сюсюкать” с ребенком. Права
ли она? Ведь мы же хотим, чтобы малыш понимал нас…
Педиатр совершенно прав. При общении с малышом не употребляйте слов, искаженных в звуковом и слоговом плане, ведь дети очень любят подражать взрослым. Неправильные представления о звуках родного языка могут закрепиться и будут деформировать у ребенка формирование правильного произношения. Разговаривайте с малышом только правильно и своевременно исправляйте фонетические и лексико-грамматические ошибки. Не забывайте, что ребенок только начинает учиться говорить, и Ваша задача – помочь ему в формировании выразительной и правильной речи.
Итак, избегайте „сюсюканья” с малышом, побольше играйте и разговаривайте с ним; общаясь, старайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне глаз ребенка; рассказывайте малышу в доступной для него форме о предметах окружающей действительности, и тогда речь для него станет полноценным средством общения.
Ваш малыш растет, одновременно возрастают его возможности и показатели развития. Помните: правильная речь – это не только четкое звукопроизношение, но и умение грамотно излагать свои мысли, это общее развитие и культура, успешность ребенка в целом. Не забывайте, что формирование речи, только сочетаясь с развитием других психических процессов, разворачиванием игровой деятельности, обеспечивает гармоничное становление полноценной личности ребенка.
Надеемся, что представленные ответы на вопросы помогут родителям вовремя предупредить речевые нарушения и успешно преодолеть их, а совместные коррекционно-развивающие игры-занятия принесут каждому ребенку полезные моменты общения.
Список литературы:
1. Рибцун Ю. В. Формирование устной речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР : программно-методический комплекс / Юлия Валентиновна Рибцун. – К. : Освіта України, 2011. – 292 с.
2. Рибцун Ю. В. Чтобы малыш заговорил / Юлия Рибцун // Дошкіл. виховання. – 2011. – № 4. – С. 22–24.
3. Тищенко В. В. Как научить ребенка правильно говорить: от рождения до 5 лет : советы родителям / В. В. Тищенко, Ю. В. Рибцун. – К. : Літера ЛТД. – 2006. – 128 с.
Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.
Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.
Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.
Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.
Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.
При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов
Юлию Рибцун обязательна.