В шкатулках обычно хранят драгоценности. Загляните в эту шкатулку, и вы увидите в ней сборник простого толкования логопедических, дефектологических и психологических заключений и терминов. Эти «объяснялки» написаны специально для родителей детей, имеющих нарушения психифизического развития, и не претендуют на «научность».
Название словарной статьи: Зонди логопедичні / Speech therapy probes / Зонды логопедические
Автор: Рібцун Юлія Валентинівна / Рибцун Юлия Валентиновна
Название тезисов: Логопедическая терминология в разных странах мира
Автор: Рібцун Юлія Валентинівна / Рибцун Юлия Валентиновна
Аннотация: Раскрыты вопросы межязыковой терминологии в логопедии.
А
Автоматизация — закрепление в речи поставленного (вызванного по подражанию) логопедом звука.
Аграмматизм — нарушение понимания речи и правильного употребления грамматических средств языка (числа, падежа, рода).
Акалькулия — нарушение умения считать.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга.
Анамнез — сбор сведений и наблюдений.
Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для выработки подвижности органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционный аппарат — те органы, которые принимают участие в произнесении звуков: губы, зубы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо.
Астения — слабость.
Асфиксия — удушье.
Аудиограмма — исследование слуха аудиометром.
Афазия — распад уже сформированной речи.
Афония — полное отсутствие голоса.
Б
Брадилалия — очень замедленный темп речи.
В
«Волчья пасть»— частичная или полная расщелина твердого нёба.
Г
Гаммацизм — нарушения звуков [Г], [Г’].
Гипоксия— кислородное голодание.
Гиперкинез — непроизвольные движения, возникающие в результате повреждения ЦНС.
Д
Депрессия— психическое расстройство, сопровождающееся снижением настроения, ощущением подавленности, нарушениями аппетита, сна и сексуальной функции.
Депривация— недостаточное удовлетворение базовых потребностей в пище, безопасности, любви, заботе и т.п.
Дефект— нарушение.
Диагностика— распознавание.
Дизартрия— дефект звукопроизношения вследствие нарушения ЦНС.
Дизорфография— нарушение орфографической зоркости.
Дислалия — дефект звукопроизношения вследствие структурных изменений артикуляционного аппарата или нарушения фонематического восприятия.
Дисграфия— нарушения письма.
Дислексия— проблемы в чтении.
Дифференциация— выработка умения различать звуки речи, похожих по произношению или по звучанию.
З
Заикание— запинки в речи, повторение слогов, слов.
«Заячья губа»— одно- или двусторонняя расщелина губы.
ЗПР— задержка психического развития, некоторое отставание в развитии психических процессов.
ЗРР— задержка речевого развития, отставание в формировании речи до 3 лет.
К
Каппацизм— нарушения звуков [К], [К’].
Компенсация— перестройка психических функций при том или ином нарушении.
Контаминация— объединение.
Коррекция— исправление.
Л
Ламбдацизм— нарушения звуков [Л], [Л ].
Логоневроз— заикание.
М
Мутация голоса— изменение голоса, наблюдаемое чаще в подростковый период.
Мутизм— молчание вследствие психической травмы.
Н
Невроз— длительное перенапряжение вследствие стрессовых факторов.
Негативизм— отказ от выполнения просьб взрослого.
О
Обтуратор— приспособление для закрытия «волчей пасти».
ОНР— общее недоразвитие речи, сложный речевой дефект, при котором нарушается звукопроизносительная, лексическая и грамматическая стороны речи у ребенка после 3 лет.
Орфографическая зоркость— умение замечать ошибки на письме.
Отраженная речь— повторение слов или фраз.
П
Палсинг— специальный холистический массаж для снятия психологических блоков.
Персеверация— повторение.
Профилактика— предупреждение.
Психические процессы— восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Психологические блоки (зажимы)— напряжение отдельных групп мышц вследствие скопления большого числа энергии, как результат нерешенных психологических проблем.
Психосоматика— телесные заболевания, возникающие вследствие нерешенных психологических проблем.
Психотерапия— лечение психическим воздействием, чаще всего словом.
Р
Релаксация— снятие напряжения, расслабление.
Ринолалия— гнусавость речи вследствие врожденных дефектов — «заячей губы» или «волчей пасти».
Ротацизм— дефект произношения звуков [Р], [Р ].
С
Сигматизм— нарушения свистящих [С], [С ], [З], [З ], [Ц] и шипящих [Ж], [Ч], [Ш] звуков.
Симптом— признак болезни.
Синдром— совокупность симптомов.
Соматический— телесный.
Сопряженная речь— одновременное произнесение ребенком слов или предложений вместе с логопедом.
Судороги— непроизвольное сокращение мышц.
Т
Тахилалия— чрезмерно ускоренный темп речи.
Тремор— непроизвольное дрожание рук, ног, голоса.
У
Увуля— мягкое нёбо, маленький язычок у стенки глотки.
Ф
ФФНР (ФФН)— фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевое нарушение, при котором наряду с нарушением звукопроизношения наблюдается отставание в формировании фонематического восприятия, внимания и памяти у ребенка с 4 лет.
Фонематическое восприятие— умение слышать и различать на слух звуки речи.
Х
Холистический— тот, что позволяет ощутить целостность телесного, душевного и духовного в человеке, гармоничный.
Ц
ЦНС— центральная нервная система.
Э
Эхолалия — механическое повторение слов.
http://lib.iitta.gov.ua/cgi/stats/report/authors/f94c9e0512530180c11a2180ae3c6e84/
Покупай качественную натуральную продукцию Amway вместе с нами! Твой консультант-регистратор Юлия Рибцун, logojuli@i.ua