© Рибцун Ю. В. Прогулки как средство физического и психоречевого развития дошкольников логопедической группы / Ю. В. Рибцун // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения : сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Липецк, 31 янв. 2014 г.). / Отв. ред. Е. М. Мосолова. – Липецк : «РаДуши», 2014. – С. 142−150.
ПРОГУЛКИ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Рибцун Юлия Валентиновна,
к. пед. н., с. н. с., старший научный сотрудник
лаборатории логопедии Института специальной
педагогики НАПН Украины,
г. Киев, Украина
Ежедневные прогулки – основное условие нормального формирования и роста детского организма, одно из средств не только физического, но и психоречевого развития дошкольников. Вопросы организации и проведения прогулок с детьми, имеющими обычное речевое развитие, поднимались в ряде научных, методических и практических публикаций (К. Ю. Белая, Л. Г. Богославец, Т. Л. Долгова, Е. А. Каралашвили, И. В. Кравченко, А. А. Майер, Е. А. Малашенкова, Л. И. Павлова, Т. Г. Филиппова и др.).
Особенности организации и проведения прогулок с детьми, имеющими речевые нарушения, в специальной литературе практически не раскрыты, хотя и имеются отдельные научно-методические публикации относительно работы воспитателя логопедической группы (Е. В. Баринова, А. В. Калиниченко, С. В. Коноваленко, О. И. Лазоренко, Н. В. Нищева, Ю. В. Рибцун, К. Н. Слюсар, Е. Б. Спорышева, А. В. Ястребова и др.).
Это и явилось своеобразным толчком к разработке новых подходов к прогулке как одному из элементов структуры оздоровительной и учебно-воспитательной составляющих режима дня в логопедической группе (Ю. В. Рибцун).
Прогулки позволяют обеспечить закаливание организма и увеличить двигательную активность детей, ведь на свежем воздухе происходит повышенное насыщение крови кислородом, восстановление ультрафиолетового баланса, что является основным условием полноценного роста и развития детского организма. Двигательная активность дает возможность укрепить опорно-двигательный аппарат и мышцы путем беспрерывного синтеза белковых соединений, развивать координацию, что особенно важно для дошкольников именно логопедической группы.
В те дни, когда нет игр-занятий (термин Ю. В. Рибцун) „Умелые, ловкие и смелыеˮ (физическая культура) в зале, воспитатель проводит их на улице во время прогулок на специально оборудованной спортивной площадке. Сюда, наряду с общеразвивающими упражнениями и выполнением основных движений, включаются корригирующая и дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, фонетическая ритмика, подвижные игры и упражнения с речевыми заданиями.
Педагогом обязательно учитывается сезонный как температурный, так и погодный режим. Во время прогулок воспитателем проводятся пробежки и / или развлечения соответственно сезону – катание на велосипедах, самокатах или санках, лыжах. Индивидуальной формой работы является выполнение ребенком под руководством педагога тех или иных движений (общеразвивающих или целенаправленных), которые вызывают трудности у дошкольника. Укреплению здоровья, развитию гибкости, выносливости, ловкости также способствуют подвижные игры (об особенностях их проведения мы уже рассказывали в своих публикациях [2, С. 180−185]).
Педагог не забывает контролировать соответствие одежды детей погодным условиям и информировать родителей о необходимости ее подбора таким образом, чтобы она не была чрезмерно теплой (легкой) и не ограничивала движений. Это способствует закаливанию детского организма и его оздоровления. Следует помнить, что прогулки не проводятся при температуре воздуха ниже –15оС и силе ветра свыше 15 м/с.
Однако прогулки, кроме оздоровительной, обязательно выполняют учебно-воспитательную и учебно-развивающую функцию (Ю. В. Рибцун). В частности, во время прогулок проводятся разнообразные наблюдения за погодой, природными явлениями, деревьями, кустарниками, цветами, животными, птицами, насекомыми, играми и забавами детей соседних групп, работой дворника или садовника, за тем, какие продукты привозят в детский сад и т. п.
С дошкольниками проводятся мини-экскурсии (уголок сада или леса), где дети наблюдают за растениями в разные времена года, под руководством воспитателя знакомятся с народными приметами. Так дети логопедической группы не только учатся замечать, но и запоминать их, устанавливать простейшие причинно-следственные связи: „Ягод много на рябине – к дождливой осени, мало – к сухойˮ, „На дубе и рябине много плодов – к холодной зимеˮ, „Паутина стелется по растениям – быть теплуˮ и т. п.
Дошкольники учатся предсказывать погоду, наблюдая за растениями, поведением животных и птиц. Так, например, если собака прячет свой нос или воробьи сидят нахохлившись − завтра будет холодно, а если кошка лежит на спине или воробьи купаются в лужах (песке) – тепло.
Минуты любования природой формируют у дошкольников умение видеть прекрасное во всем живом, развивают эстетические вкусы, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию), воспитывают моральные качества (доброты, интереса к природе, умения заботиться о представителях растительного и животного мира). Они сопровождаются рассказом воспитателя, отгадыванием загадок, чтением стихотворных миниатюр, знакомством детей с пословицами и поговорками относительно растений, сезонов и их характерных явлений, проведением игр малой подвижности и т. п.
Именно благодаря вышеназванным видам деятельности детям легче воспринимать и воспроизводить пантомимы, эмоциональные состояния, выполнять упражнения психогимнастики, изображать психологические этюды („Весеннее деревоˮ, „Грустная ромашкаˮ, „Таянье снеговикаˮ и т. п.), что способствует развитию эмоционально-волевой сферы, а значит, − речи.
Во время прогулок дети логопедической группы занимаются трудовой деятельностью:
а) ухаживают за растениями (огород, клумба), собирают урожай овощей;
б) заготавливают корм для птиц (семена растений), подкармливают их в зимний период; в) подметают дорожки, сгребают листья;
в) заготавливают природный материал для изготовления игрушек и использования его во время игр-занятий по формированию элементарных математических представлений и разнообразных игр.
Благодаря трудовой деятельности у дошкольников развивается познавательная и речевая активность путем комментирования действий, обогащается предикативный словарный запас, воспитываются коллективизм, моральные качества личности – доброты ко всему живому, уважение к труду взрослых, желание придти на помощь.
Во время прогулок можно использовать театрализованную деятельность, которая будет одновременно служить мотивационным компонентом, а также подготовительной работой, например, перед наблюдением. Прогулку может посетить кукла [1] или сказочный персонаж (Снежинка, Волшебница, Боровичок и т. п.) и рассказать детям о каком-то предмете или явлении, провести беседу, ответить на вопросы дошкольников, познакомить с дополнительным наглядно-информационным материал, принять участие в проигрывании проблемных речевых и поведенческих ситуаций, разыгрывании миниатюрных литературных авторских и народных произведений.
Неотъемлемой составляющей прогулок является проведение воспитателем с детьми разных видов игр [4]. Игры со снегом или песком стимулируют познавательно-поисковую активность детей („Почему снег в ведерке, если его поставить в тепло, превращается в воду? Почему можно лепить только из сырого снега? Почему для лепки куличиков можно использовать только влажный песок?ˮ), развивают зрительное внимание и память („Чьи следы остались на песке / снегу?ˮ), связную речь, мелкую моторику и фантазию („Волшебные рисунки на снегу, песке, асфальтеˮ). Мелкие предметы (пуговицы, колпачки, крышечки и т. д.) могут использоваться для штамповки узоров на снегу или песке, что способствует развитию мелкой моторики и чувства ритма. Узоры можно также составить из формочек или изготовленных из подкрашенной воды ледяных фигурок.
Целесообразными во время прогулок является использование дидактических игр, в том числе таких, в которых могут принимать участие все дети. Например, в игре „Сравнилкиˮ воспитатель предлагает дошкольникам с помощью считалки или самостоятельно распределиться на две команды. Если игра происходит осенью, одна команда придумывает, почему осень – грустное время года (улетают птицы, по небу плывут тяжелые темные тучи, часто идут холодные дожди, на асфальте большие лужи, вокруг грязь и слякоть, дует сильный холодный ветер и т. д.), а вторая – почему осень веселая (она красивая, разноцветная и яркая, деревья стоят в золотых нарядах, можно плести венки из листьев, бегать по листьям и шуршать вместе с ними: ш-ш-ш, в лесу много грибов, а в садах − вкусных осенних плодов и т. п.). Дети сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно поочередно озвучивают свое мнение и обосновывают его. В конце игры дошкольники убеждаются, что каждое время года имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Игры с природным материалом интересны и полезны для дошкольников логопедической группы совей конкретностью и наглядностью.
Будто ладошки листья каштана,
Вот же они, посмотри!
Пальчики словно к тебе обращают
С жилками где-то внутри.
А под ногами листьев поляна.
Их не один, и не три…
Ловко попрятались листья каштана…
Попробуй их быстро найти!
(Ю. Рибцун)
Сюжетно-ролевые игры (например, „Маленькие строителиˮ, „Город Умелых Мастеровˮ) способствуют развитию просодических компонентов речи, ее диалогической формы. В играх дошкольники учатся договариваться друг с другом, активизируют номинативный и предикативный словарь, закрепляют употребление „волшебных словˮ и слов-обращений. Хороводные игры („Шла Иринка по дорожкеˮ, „Подоляночкаˮ и т. п.) приобщают дошкольников логопедической группы к народной культуре и традициям, обогащают родник родного языка новыми словами, уточняют значения уже знакомых лексем.
Игры-путешествия („В дремучем лесуˮ, „В зоопаркеˮ) и игры-фантазии („На кого / что похожа лужица?ˮ, „Забавные тучкиˮ) путем развития образного мышления одновременно формируют связную описательную и комментирующую речь, погружают в мир доброй сказки. Пальчиковые игры („Дождик-проказникˮ, „Раз – грибочек, два – грибочекˮ) обогащают сенсорный опыт детей, развивают мелкую моторику и фантазию, совершенствуют ритмико-слоговую структуру слова, делают речь более четкой и связной.
Особым видом работы на прогулках является поисково-исследовательская деятельность. Дети с использованием лупы рассматривают следы на снегу или песке и определяют, кому они принадлежат, проводят эксперименты под руководством воспитателя со снегом, песком, водой, с помощью вертушек проверяют наличие или отсутствие ветра, подводят к пониманию того, что ветер – это движение воздуха.
Закрепляя знания дошкольников о свойствах воздуха, воспитатель предлагает детям легонько подуть в стаканчики с водой через трубочки, спрашивает: „Что вы увидели в стакане? (Пузырьки) Что с ними происходит? (Они поднимаются вверх) Как вы думаете, почему? (Потому что они легкие)ˮ. Далее педагог предлагает дошкольникам подуть сильнее, спрашивает: „Что получилось? (Получилась буря) Где еще есть воздух? (Он вокруг нас) Хотите проверить? (Да!)ˮ. Воспитатель поворачивает в руках стакан, обращается к детям с вопросом: „В стакане что-то есть? (Нет, он пустой)ˮ, далее опускает стакан вверх дном в миску с водой, спрашивает: „Вода зашла в стакан? (Нет) Как вы думаете, почему? (Потому что в стакане есть воздух, и он не впускает воду)ˮ. Именно на практическом уровне дошкольники логопедической группы могут усвоить достаточно сложные абстрактные понятия и в дальнейшем самостоятельно оперировать ими.
Во время проведения прогулок каждый из видов работы воспитатель может начинать с использования речевого материала. Соответствующие сезонным изменениям в природе заклички, стихи, загадки, скоро- и чистоговорки, стихи на договаривание, пословицы и поговорки, мини-рассказы и сказки не только уточняют знания детей, но и расширяют их словарный запас, закрепляют навыки правильного звукопроизношения, побуждают к размышлениям, обогащают эмоционально-художественный опыт:
Кленовый листочек на клене,
Кленовый листочек зеленый.
Все лето листочек зеленый
Зеленел на зелененьком клене.
(Скороговорка)
Важной формой речевого развития является проведение во время прогулок словарной работы. Во время мини-экскурсий, наблюдений, рассказов воспитателя у детей могут возникать вопросы относительно уточнения или объяснения значения того или иного слова. Поэтому при подборе речевого материала педагогу накануне стоит перечитать его и при необходимости упростить или заранее объяснить дошкольникам значения новых или редко употребляемых лексем.
Использование синонимов, антонимов и многозначных слов делает прогулки учебно-развивающими, ведь именно в такой непринужденной атмосфере, как прогулка, дошкольники значительно лучше запоминают новый и воспроизводят уже знакомый им учебный материал. В частности, следует предлагать доступные для восприятия детьми пары многозначных слов и обязательно в соотнесении, в частности, с теми частями тела, которые у них есть. Например: спинка (скамейки – ребенка), ножка (стола – ребенка), ручка (ведерка – ребенка), носик (лейки – ребенка), зубки (грабелек – ребенка), язычок (ботинка – ребенка) и т. п.
Сравнивая во время прогулок сезонные изменения в природе, погодные и температурные проявления того или иного времени года, целесообразно обращать внимание дошкольников на лексически правильное и синтаксически уместное употребление антонимов-прилагательных: хмурый – солнечный (день), сухая – дождливая (погода), мягкая – твердая (земля), глубокие – мелкие (лужи), сухой – мокрый (асфальт), холодный – теплый (дождь), сильный – слабый (ветер), высокое – низкое (небо). Самым сложным для детей логопедической группы является восприятие и воспроизведение синонимов, однако с активной помощью взрослого дошкольники усваивают такие выражения: чистое безоблачное небо, темные тяжелые тучи, холодный морозный день, жаркое жгучее солнце, крикливая шумная сорока и т. д.
Полезным речевым материалом для использования не только во время игр-занятий, но и прогулок являются слова-паронимы [3]. Такой речевой материал формирует звуковую культуру речи, развивает перцептивный уровень фонематического восприятия, способствует обогащению словаря. Изучая разных представителей живой природы (зверей, птиц, насекомых), воспитатель может предложить дошкольникам для объяснения значения слов и их дифференциации такие паронимические пары: белка – булка, мак – рак, плед – след, липа – лапа, нога – рога, шубы – зубы, сова – софа и т. п. Знакомясь с насекомыми, целесообразно использовать такие пары слов: лук – жук, сушка – мушка, оса − роса и т. п. Чтобы знакомство с растительным миром (деревьями, их плодами, ягодами) было интересным для детей логопедической группы, можно использовать во время прогулок такие паронимические пары: краны – кроны, зуб – дуб, коса – кора, фишки – шишки, машина – малина и т. д.
Интересным видом работы являются стихотворения с неправильно семантически употребляемыми словами. Например, в стихе встречается слово „кабинаˮ вместо „калинаˮ:
Голые деревья, холодно, пустынно,
Опустила ветви красная кабина.
Снегири на ветках восседают чинно,
Всё клюют и хвалят: „Вкусная кабина!ˮ
(Ю. Рибцун)
Дети исправляют неправильные лексемы и объясняют, что в содержании стиха им подсказало, какое именно слово нужно исправить.
Прогулки помогают:
а) сформировать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость, желание стать другом и защитником природы;
б) научить использовать полученные знания в играх, рисовании, делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений;
в) расширить мировоззрение детей, привить любовь к родной земле, желание сделать ее лучше;
г) поддерживать живой интерес к окружающему миру, явлениям природы;
д) совершенствовать основные виды движений;
е) выработать целенаправленность в достижении поставленной цели, выдержку в действиях, смелость средством подвижных игр, чувство коллективизма;
ж) развивать речь, восприятие, внимание, память, творческую активность, фантазию, воображение;
з) воспитывать бережное отношение к окружающему миру, активность, умение внимательно слушать взрослых и ровесников.
Все вышеизложенное подтверждает, что прогулки являются эффективным средством физического и психоречевого развития дошкольников логопедической группы.
Список литературы
1. Пат. 44366 Украина, МПК: А 61 Н 1/00 А 61 М 21/00. Способ восстановления звукопроизносительной функции у дошкольников с нарушениями фонетико-фонематической стороны речи / Ю. В. Рибцун – № u200908240; заявл. 04.08.2009; опубл. 25.09.2009, Бюл. № 18.
2. Рибцун Ю. В. Профессиональный справочник учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения / Ю. В. Рибцун. – Х. : Изд. группа „Основа”, 2013. – 239 [1] с. – (Серия „Профессиональный справочникˮ)
3. Рибцун Ю. В. Словарик для деток : паронимы : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Рибцун, О. Г. Рибцун. – К. : Светоч, 2012. – 136 с.
Додаткові ключові слова: Юлія Рібцун, дитина, діти, дизонтогенез, порушення / дефекти мовлення (мовленнєвого розвитку), логопедія, логопед, діагностика, корекція, логопедична робота / допомога.
Дополнительные ключевые слова: Юлия Рибцун, ребенок, дети, дизонтогенез, нарушения / дефекты речи (речевого развития), логопедия, логопед, диагностика, коррекция, логопедическая работа / помощь.
Additional key words: Julia Rybtsun, child, children, dysontogenesis, articulation disorders, logopedia, logopaedist, diagnostics, correction, logopedic assistance.
Zusätzliche Stichworte: Julia Ribzun, das Kind, der Kinder, der Dysontogenese, der Sprachfehlet, die Logopädie, der Logopäde, die Diagnostik, die Korrektion, logopädische Hilfe.
Les mots-cle complémentaire: Julie Ribsune, enfant, enfants, dysontogénésis, allolalies, logopédie, orthophoniste, diagnostic, correction, assistance logopedique.
При цитировании ссылка на сайт www.logoped.in.ua и автора материалов Юлию Рибцун обязательна.